ситуация

Водителя завели в тупик

Действующие экзаменационные билеты для кандидатов на водительские права вызвали массу споров
 Фото: Прасолов Олег
Фото: Прасолов Олег

Действующие экзаменационные билеты для кандидатов на водительские права и последние дополнения к ним неожиданно вызвали массу споров, нареканий и претензий.

На заседании рабочей группы "Безопасные дороги" партии "Единая Россия" эксперты заявили, что билеты, по которым кандидаты сдают теоретический экзамен на права, составлены с ошибками. Соответственно, молодых водителей приучают нарушать правила еще в процессе обучения.

В списке претензий 37 экзаменационных вопросов по различным темам. По мнению автора замечаний, эксперта общественного движения автомобилистов "Свобода выбора" Наума Дымшица, в большинстве своем ошибки кроются в некорректных иллюстрациях к вопросам, а также в некорректной постановке самих вопросов. Например, 11-й вопрос 3-го билета звучит так: "В каком случае вы можете начать обгон с выездом на полосу встречного движения?" Три варианта ответа: 1. Только если полоса встречного движения свободна на достаточном для обгона расстоянии. 2. Только если вас никто не обгоняет. 3. В случае, если выполнены оба этих условия. По условиям задачи правильный ответ - третий. А по мнению эксперта, такой ответ - неточный.

А как же быть с разметкой, знаками "обгон запрещен", условиями достаточной или тем паче недостаточной видимости, перекрестками, путепроводами и прочими ситуациями, при которых обгон разрешен или запрещен?

Или вопрос 11 из второго билета: "Разрешен ли обгон мотоциклиста на указанном перекрестке? (см. фото 1)". Автор замечаний утверждает, что информация на картинке недостаточна. Откуда экзаменуемый узнает, что это за пересечение, у кого главная дорога, или, возможно, это выезды с прилегающих территорий?

Большие претензии у экспертов и к вопросам, касающимся реверсивного движения. Речь идет о полосах, которые в зависимости от интенсивности автомобильных потоков используются для движения в обоих направлениях. Дымшиц заявил, что разметки, изображенной на рисунках, приведенных в билетах, вообще не существует в Правилах дорожного движения.

На некоторых картинках некорректно указаны расстояния: например, расстояние до остановки известно, а до пешеходного перехода - нет. Вопрос в билете: "Можно ли в этой ситуации поставить автомобиль на стоянку"? Под знаком, запрещающим стоянку, висит табличка с указанием расстояния, на котором этот знак действует, а сколько метров от знака до места, где машина собирается остановиться, - непонятно.

На эту отповедь экзаменационным билетам в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России в удивлении развели руками и сообщили, что в общем и целом билеты соответствуют Правилам дорожного движения и новым методикам подготовки начинающих водителей. Однако дали поручение авторам - разработчикам билетов еще раз проработать этот вопрос.

Авторы уже прислали свой ответ на замечания в департамент. Суть этого документа в том, что основные претензии Дымшица не столько к самим билетам, сколько к Правилам дорожного движения. Например, для того чтобы уступить дорогу, необязательно останавливаться у стоп-линии, если вы не создадите помех движению других машин и если это не предписано соответствующим знаком.

Если перед перекрестком не установлено знаков приоритета, указывающих, у кого главная дорога, а у кого второстепенная, значит, это перекресток равнозначных дорог.

В ГИБДД не согласились и с претензиями к вопросу в билетах о реверсивном движении.

- Что значит нет такой разметки? - говорит о реверсивном движении заместитель начальника ДОБДД Владимир Кузин. - Она просто большая редкость на наших дорогах. Но ведь собирались организовывать реверсивное движение и в Москве, и в Московской области, только это требует больших вложений. В правилах и в приложениях к ним эта разметка прописана. Там говорится, что если она разделяет транспортные потоки, то пересекать ее при выключенных реверсивных светофорах запрещается (по аналогии с двойной сплошной).

Один из авторов - разработчиков билетов директор учебного центра Геннадий Громоковский пояснил "РГ" и тонкости других вопросов. Так, например, мне, учившемуся еще по старым методикам, совершенно непонятен 18-й вопрос 33-го билета: "Безопасной дистанцией при движении по сухой дороге на легковом автомобиле можно считать расстояние, которое автомобиль пройдет не менее чем за: 1, 2, 3 секунды". Казалось, что безопасное расстояние гораздо эффективней оценивать все-таки в метрах. Для этого даже существовал некий грубый расчет: скорость вашего автомобиля разделить пополам - получите безопасную дистанцию в метрах. Однако, как рассказал Громоковский, практика показывает, что более половины водителей плохо оценивают расстояние на глаз. 30 процентов в полтора раза завышают расстояние, а 30 процентов - на столько же занижают. Более эффективна временная оценка: сколько секунд потребуется водителю, чтобы затормозить, избежав столкновения. Эта методика впервые появилась в США, а сейчас распространена в Европе. Новые учебные программы тоже предусматривают такую оценку безопасной дистанции наряду со старым добрым подсчетом в метрах.

В общем, из всей массы рекомендаций, предложенных экспертами, приняты к рассмотрению лишь некоторые.

новости партнеров
новости партнеров
Наверх