16.05.2009 14:00
    Поделиться

    В Каннах показали "Взятие Вудстока" Энга Ли

    Пока главный конкурс 62-го Каннского фестиваля не спешит оправдать очень высокие ожидания, связанные с обилием громких режиссерских имен на его афише. Вот прошел фильм оскаровского лауреата, создателя "Горбатой горы" Энга Ли - "Взятие Вудстока". Картина, легко догадаться, реанимирует ход организации циклопического по размаху рок-концерта 1969 года, который проходил нон-стоп в течение трех дней и собрал в долине Белого озера около четверти миллиона хиппи со всей страны. Это нашествие, подобно саранче, полностью опустошило всю округу, оставило кучи мусора и вошло в историю как невиданный акт полного освобождения тела и духа: именно там родились рок-фестивали, которые теперь стали рутинным делом.

    Фильм снят по книге воспоминаний одного из организаторов события, тогда сельского парня Эллиота Тибера. Все мемуары на свете сентиментальны и состоят из идеальных картинок, связанных с родными автора и собою любимым, своими подвигами на ниве блага человечества. Неизбежная составляющая - сознание исторической ценности своих свершений. Все это неизбежно передается в экранизации, да еще столь дотошной, какую сделал Энг Ли. По жанру это типичная производственная драма, полная подробностей - как преодолевались трудности, и какую невероятную смышленость проявлял во всех случаях жизни Эллиот, и как умело сельский пацан проводил пресс-конференции, и как решал назревавшие проблемы. Скрупулезно переданы и его гомосексуальность, и трогательные отношения со стариками родителями. Мощно акцентированы экзальтированные нравы этой еврейской семьи. Смачно воспроизведены экстатические купания в жидкой грязи, когда над фестивалем разверзлись хляби небесные.

    В действие включены такие экзотические фигуры, как Вилма - в прошлом морской пехотинец, ныне трансвестит, обильно напудренный и подрабатывающий в качестве секьюрити. На Вилму возложена важная тема правильной самореализации человека в обществе - она нашла гармонию в самой себе, а это главное. В финале отец, мужественно выдержавший и наркотические увлечения сына, и пьяные оргии, и зрелище обнажившейся в поисках свободы толпы, со слезами на глазах благодарит Эллиотта: благодаря тебе, сынок, я снова жив. Если заменить голые тела телами в рабочих спецовках, наркотические видения - опьянением от трудового энтузиазма, а гомосексуальные поцелуи - счастливыми объятиями передовиков производства, по стилистике был бы вполне советский фильм 70-х годов о том, как молодые новаторы преодолели косность консерваторов.

    Сам рок-концерт дан как бы эхом, в кадре просто чувствуется его слоновье дыхание, но музыки как таковой очень мало. Чтобы увеличить охват событий, Энг Ли прибегает к приему полиэкрана, но это, по-моему, мало помогает понять, в чем, собственно, историческое значение свершившегося.

    Фильм выглядел бы натужным эпосом, но его вытягивает юмор, расцветивший в целом дубовый сценарий. Для поклонников рока это прикосновение к иконе, страсти Христовы, истоки славных дел. Для всех прочих - благостная летопись года, с которого началось раскультуривание человечества.

    О Вудстоке снято много фильмов, один из них - Робертом Олтмэном. Хиппи красочно воспел Милош Форман в "Волосах". Энг Ли придумал, по-моему, худшее решение старой темы, и сделал свой худший, на мой взгляд, фильм. Мои опасения, что Каннский фестиваль, давая такую фору своим постоянным фаворитам, делает им и себе дурную услугу, понемногу начинают оправдываться.

    Поделиться