15.05.2009 05:10
    Поделиться

    Максим Топилин: За полгода уровень безработицы в развитых регионах вырос в четыре раза

    Больше всего от кризиса пострадали регионы с высоким промышленным и финансовым потенциалом

    В последние недели официальная безработица начала понемногу уменьшаться. Она не превышает 3 процентов от экономически активного населения. Однако ситуация на рынке труда в различных регионах страны развивается очень неравномерно. О региональных особенностях проблемы занятости населения "РГ" рассказал заместитель министра здравоохранения и социального развития Максим Топилин.

    Российская газета: Максим Анатольевич, уровень безработицы в разных регионах отличается иногда в десятки раз. Чем объясняется такой огромный разрыв? И в каких регионах сегодня наиболее сложное положение?

    Максим Топилин: Здесь сказывается много факторов. Это разное развитие и структура экономики регионов, количество рабочих мест, уровень занятости, развитие предпринимательства и многое другое. Максимальный уровень регистрируемой безработицы наблюдается в республиках Южного федерального округа. Например, в Чеченской Республике уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 апреля 2009 года составил 65,4 процента экономически активного населения, в Ингушетии - 22,4 процента. До проявления кризисных явлений эти показатели здесь также были самыми высокими по стране - соответственно 61,8 и 26,1 процента (на 1 октября 2008 года).

    Анализируя данные еженедельного мониторинга, можно сказать, что с октября прошлого года по апрель нынешнего наибольший прирост численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, произошел в регионах с развитым промышленным производством и финансовым сектором, что обусловлено общемировыми тенденциями. Это Челябинская, Вологодская, Нижегородская, Тверская, Свердловская, Ярославская области, Республика Татарстан. Уровень регистрируемой безработицы в этих субъектах за последние полгода вырос в три-четыре раза.

    Замечу, что на фоне кризисных явлений дифференциация в уровне регистрируемой безработицы между различными регионами сократилась. Например, если в октябре прошлого года этот показатель в Нижегородской области был в 7,8 раза меньше, чем в Республике Дагестан, то в настоящее время этот разрыв - 2,4 раза. Или же возьмем Вологодскую область и Республику Ингушетия. Уровень регистрируемой безработицы в первом регионе до кризиса был меньше в 23,4 раза, чем во втором. Сейчас соотношение этих показателей сократилось до 5,7 раза.

    РГ: В большинстве регионов официальных безработных больше, чем находящихся под риском увольнения (неполное рабочее время, простой, административные отпуска). Но в некоторых работающих в сокращенном режиме больше, чем зарегистрированных безработных. Это политика руководства предприятий или объективное состояние экономик регионов?

    Топилин: Перевод работников на режим неполной занятости в условиях снижения объемов производства, конечно же, является альтернативой увольнению работников. Но работодатели должны понимать, что данная мера является временной и может быть использована при условии уверенности в возобновлении производства в ближайший период, а значит, восстановлении потребности в рабочей силе.

    РГ: На программы поддержки занятости государство выделяет большие деньги и, видимо, будет еще выделять. Как определить эффективность расходования этих денег? Есть ли объективные критерии оценки?

    Топилин: Во-первых, предусмотрена отчетность регионов по расходованию средств федерального бюджета в разрезе каждого меро приятия и по количеству участников, задействованных в проводимых мероприятиях. Во-вторых, мы выезжаем в субъекты с проверками того, как на практике реализуются программы.

    Кроме того, предусмотрено поэтапное финансирование программ занятости - 40 процентов в начале финансирования и 60 процентов - только по результатам фактического расходования первого транша субсидии. По состоянию на начало мая 78 регионам перечислено 9,3 миллиарда рублей на реализацию региональных программ. При этом подчеркну: мы имеем право приостановить или сократить размер субсидии, предусмотренной региону, если будет установлен факт нецелевого использования субсидии или невыполнения других условий соглашения между федеральным центром и регионом.

    РГ: Есть ощущение, что во всех регионах абсолютно стандартный набор антикризисных мер на рынке труда. Но вы сами говорите, что экономическая ситуация везде разная. Есть ли где-то оригинальные решения?

    Топилин: Действительно, практически во всех регионах реализуются четыре направления: организация временных рабочих мест и общественных работ, переобучение и повышение квалификации, содействие самозанятости населения и содействие в переезде в другую местность для замещения свободных рабочих мест. Эти форматы определены постановлением правительства, а регионы, принимая свои программы по снижению напряженности на рынке труда, смогли выбрать для себя приоритетные направления и реализовывать их на своей территории исходя из специфики субъекта. Кому-то необходимо развивать программы переезда, кто-то планирует развивать, например, сферу услуг или сельское хозяйство с помощью малого бизнеса. Все очень индивидуально исходя из экономических, географических и социокультурных аспектов развития региона.

    Со своей стороны мы предлагаем развивать эти четыре направления и в связи с этим подготовили ряд предложений по увеличению базовых нормативов затрат на организацию профессиональной подготовки и средней продолжительности обучения до 6 месяцев. Кроме того, мы предлагаем увеличить размер единовременной выплаты безработным гражданам, желающим открыть собственное дело, исходя из размера максимального пособия по безработице.

    Одним из первых регионов, включившихся в работу по программе, был Красноярский край. В короткие сроки там были созданы Центр общественных работ и Центр второй профессии. В настоящее время из запланированных 4 тысяч человек опережающее обучение проходят 557 работников из 31 организации. По итогам обучения все они смогут работать на своих предприятиях по новой профессии.

    В рамках программы на общественные работы уже направлено более 5 тысяч человек. Например, на Красноярском заводе комбайнов около 300 человек участвуют в общественных работах. Средняя заработная плата в 2008 году по рабочим профессиям на конвейерном производстве составляла 15-22,5 тысячи рублей. Начиная с декабря заработная плата сократилась до 10-14,8 тысячи. Участие же в общественных работах позволило увеличить доходы дополнительно более чем на 5 тысяч рублей.

    РГ: Как обстоят дела с переездами в другую местность? Неужели где-то ждут безработных?

    Топилин: Почему нет? Сейчас формируется банк граждан, желающих переехать к новому месту работы. В том же Красноярском крае анкеты заполнили 695 человек. Граждане переехали в Красноярск, Енисейск, районы Красноярского края, Республику Саха, Амурскую и Омскую области. В целом по стране мы ожидаем переезда с целью трудоустройства не менее 15,9 тысячи человек.

    Поделиться