12.05.2009 00:00
    Поделиться

    Армия Пакистана ведет бои с талибами в 100 километрах от Исламабада

    Десять дней назад глава центрального командования вооруженных сил США Дэвид Петреус предупредил руководство Пакистана: у официального Исламабада осталось не более двух недель, чтобы предотвратить захват столицы боевиками движения "Талибан".

    До сих пор такая информация поступала пакистанским властям по закрытым каналам ЦРУ. Однако тот факт, что с подобным заявлением выступил высокопоставленный американский военный, и сделал это публично, говорит о глубине проблемы, с которой столкнулись в Пакистане эмиссары Белого дома.

    История повторяется - примерно десять лет назад спецслужбы США безуспешно уговаривали прежнего президента Пакистана Первеза Мушаррафа начать боевые действия против талибов. И только после того, как главе государства были переданы документы о готовящемся на него покушении, Мушарраф снял с должности руководителя разведслужбы страны и начал военную операцию против боевиков.

    Похоже, аналогичный прием был использован Белым домом в отношении нынешних руководителей Пакистана. И он также сработал - страх перед той неизбежной резней, которую устроят талибы, захватив власть, заставил президента Пакистана Асифа Али Зардари отказаться от политики умиротворения радикальных исламистов.

    Не последнюю роль в этом решении, видимо, сыграла встреча, которую 6 мая американский лидер Барак Обама провел с президентами Пакистана и Афганистана. На ней обсуждались финансовые аспекты предстоящих военных действий. Как известно, в последнее время США примерно в пять раз увеличили помощь Исламабаду. Значительная часть этих средств, как и в прошлые годы, будет направлена на проведение спецопераций - подкуп племенных вождей в районах, где расположены базы талибов. Эта тактика, активно применяемая американцами, хорошо зарекомендовала себя и в Афганистане.

    В понедельник правительственные войска Пакистана впервые за время военной операции на несколько часов приостановили боевые действия в долине Сват, чтобы дать возможность мирным жителям покинуть зону конфликта. По сведениям премьера Пакистана Сайеда Юсуфа Разы Гиллани, 15-тысячной армии противостоят 4-5 тысяч боевиков движения "Талибан". Однако эти цифры весьма условные: пока остается неясным, согласятся ли соблюдать нейтралитет местные племенные командиры в том случае, если район боевых действий будет расширен. И выйдет за пределы "маленькой Швейцарии", как часто называют в Пакистане долину Сват.

    Гуманитарные организации говорят о 200 тысячах беженцев, еще 300 тысяч человек могут бросить свое жилье в ближайшее время. Очевидцы утверждают: талибы запрещают населению покидать дома и используют мирных жителей в качестве прикрытия.

    Основные бои развернулись примерно в 100 километрах от Исламабада. Пока пакистанской армии не удается оттеснить боевиков, хотя те и несут серьезные потери. "Это наша собственная война. Это война за выживание страны", - заявил в связи с продолжающимися боевыми действиями премьер Пакистана. Тем не менее положение остается критическим: страна, по сути, поделена на две части. В одной действуют пакистанские законы, в другой - законы шариата, установленные талибами.

    Затянувшаяся операция армии в долине Сват ставит под сомнение и другой пакистанский "миф" - способность руководства Пакистана контролировать ядерное оружие. Кто и как отвечает за его сохранность, а также существует ли план по его "эвакуации" в случае, если власть в стране захватят талибы, - тайна за семью печатями.

    Российские дипломаты неоднократно интересовались у американских партнеров, какие действия следует предпринять мировому сообществу, чтобы не допустить талибов до ядерных арсеналов. Однако каждый раз получали заверения, что все находится под контролем и никаких дополнительных шагов предпринимать не следует.

    Между тем

    Вашингтон выступает категорически против проведения любых международных конференций по Пакистану, на которых обсуждался бы план действий на случай, если талибы получат доступ к оружию массового поражения. Видимо, в Белом доме боятся сглазить.

    Поделиться