12.05.2009 07:00
    Поделиться

    В аварии вертолета погиб губернатор Иркутской области Игорь Есиповский

    Сегодня в связи с трагической гибелью губернатора Иркутской области на территории региона объявлен днем траура. Это решение принято в понедельник на внеочередной чрезвычайной сессии Законодательного собрания Иркутской области.

    О гибели губернатора Иркутской области Игоря Есиповского стало известно в минувшее воскресенье. Глава Приангарья разбился при крушении вертолета в гористой местности, в 18 километрах от Байкала.

    Помимо самого Игоря Есиповского на борту находились еще три человека: первый заместитель губернатора, руководитель аппарата губернатора Михаил Штонда; сотрудник вневедомственной охраны (ВОХР) Александр Шостак и пилот Виктор Кунов. В живых не осталось никого.

    По данным МЧС, вертолет упал с большой высоты, загорелся и взорвался - обломки воздушного судна разбросаны на значительной площади. Время катастрофы пока достоверно не известно - спасатели забили тревогу 10 мая в 13.30 по местному времени (8.30 Москвы), когда в условленное время вертолет губернатора не вернулся на базу. Воздушное судно - разбитое и сгоревшее - обнаружили вечером того же дня (примерно в 12.20 по московскому времени).

    По официальной версии, поездка губернатора и его спутников носила рабочий характер.

    - Игорь Эдуардович совершал облет территорий, входящих в туристско-рекреационную ОЭЗ "Ворота Байкала", - заявил первый заместитель председателя правительства Иркутской области Сергей Сокол. - Вертолет уже возвращался на базу в поселок Никола, когда случилась трагедия.

    Однако в этот облет губернатор отправился не на отечественном Ми-8, на которых он обычно совершал рабочие поездки по региону, а на маленьком американском вертолете Bell 407. Вертолет был зарегистрирован на частное лицо, но, по словам Сергея Сокола, использовался для нужд областного правительства на коммерческих условиях.

    Сейчас на месте катастрофы работает Правительственная комиссия во главе с начальником управления Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Георгием Ячменевым, а также специалисты Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ. Следственным управлением возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта"). Отрабатываются две версии - человеческий фактор и неисправность вертолета.

    Впрочем, Сергей Сокол утверждает, что вертолет был совершенно новым и абсолютно исправным. По его словам, Bell 407 был доставлен в область совсем недавно и до рокового вылета поднимался в воздух 2-3 раза.

    Пока официальная комиссия расследует причины и обстоятельства гибели людей в воздушной катастрофе, в Иркутске активно обсуждается несколько версий случившегося. Первая - несчастный случай во время охоты с вертолета. Якобы во время погони за зверем пилот, потакая азарту высокопоставленных охотников, слишком низко опустил вертолет и лопасти винта задели склон... Есть предположение, что губернатор сам сел за штурвал, но не справился с управлением. Наконец, выдвигается гипотеза террористического акта. Ее сторонники указывают на то, что обломки вертолета разбросало далеко друг от друга, это может указывать на взрыв в воздухе. По их словам, очевидцы-охотники утверждают, что видели горящий в воздухе вертолет. Но это не более чем версии. Достоверную информацию может дать лишь МАК после расследования случившегося.

    Большинство иркутян отзываются о погибшем губернаторе с теплотой. С именем Игоря Есиповского в регионе связывали большие надежды.

    - Он проработал в Иркутской области немногим больше года, - отметила спикер регионального парламента Людмила Берлина, - но даже за такой короткий срок успел сделать немало. За это время завершен процесс объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа, избран парламент нового субъекта РФ, сформировано работоспособное правительство, налажен диалог между двумя ветвями власти, достигнута политическая стабильность.

    Законодательное собрание Иркутской области 11 мая приняло постановление о досрочном прекращении полномочий губернатора Иркутской области Игоря Есиповского в связи с его смертью. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ о назначении Сергея Сокола временно исполняющим обязанности губернатора Иркутской области.

    прямая речь

    Григорий Ячменев, заслуженный летчик России, начальник управления МАК:

    - Комиссия пока не может назвать причины катастрофы: мы работаем только первый день. Сегодня были вывезены все фрагменты тел с места падения вертолета, в ближайшие дни ими будет заниматься судебно-медицинская экспертиза, после чего станет точно известно, сколько же погибших было на самом деле - четверо или пятеро. Сейчас мы выясняем, были ли бортовые самописцы на вертолете. Но, скорее всего, нет, так как владельцы частных легких вертолетов "черные ящики" обычно на них не устанавливают. Мы уже направили уведомление о случившемся изготовителю самолета, чтобы его представители также могли принять участие в расследовании. Думаю, что работы комиссии на месте крушения хватит как минимум дней на пятнадцать.

    Справка "РГ"

    Игорь Есиповский стал третьим российским губернатором, погибшим в катастрофе вертолета.

    28 апреля 2002 года вертолет Ми-8, на котором летел губернатор Красноярского края Александр Лебедь, упал в районе озера Ойское. Как выяснилось, пилоты не успели заметить линию электропередачи, которую задело воздушное судно. Вместе с Александром Лебедем погибли еще восемь человек. Оба пилота, выжившие в той аварии, были осуждены: один получил условный срок, другой - четыре года колонии-поселения.

    20 августа 2003 года на Камчатке упал еще один Ми-8, на борту которого была делегация администрации Сахалинской области во главе с губернатором Игорем Фархутдиновым. Все 17 пассажиров и три члена экипажа погибли. Причиной крушения воздушного судна назвали ошибку пилотов: они изменили маршрут и не сообщили об этом диспетчеру.

    Кроме того, 9 января 2009 года разбился вертолет, на борту которого находились восемь высокопоставленных пассажиров, в том числе числе вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных и полпред президента в Государственной Думе Александр Косопкин, и трое членов экипажа. В результате катастрофы семеро погибли. Причина аварии - столкновение винта вертолета с горным склоном.

    комментарий

    Министр транспорта Игорь Левитин вчера прибыл в Иркутскую область, где произошла катастрофа, для координации работы всех служб. Однако никаких распоряжений по созданию госкомиссии не было, уточнили в минтрансе. Это происходит в основном при крупных авиационных инцидентах с участием самолетов коммерческой авиации.

    Если говорить о причинах аварии, то, конечно, точно можно будет сказать только после проведения всех полевых работ на месте катастрофы, лабораторных исследований, расшифровки данных черного ящика. МАК потом передаст итоги своих работ следственным органам, которые и определят виновников этого крушения, напомнили эксперты.

    Губернатор Игорь Есиповский летел на вертолете Bell 407. По данным, которыми располагает Росавиация, до не давнего времени это воздушное транспортное средство, которое относится к авиации общего назначения, было зарегистрировано в реестре агентства на имя жителя подмосковного города Мытищи Сергея Александровича Шмакова под номером 01895 RA.

    Каким образом вертолет, который без дозаправки не может находиться в воздухе больше 4 часов, оказался в Иркутске, можно только догадываться. Как пояснили "РГ" эксперты, скорее всего, его транспортировали в разобранном виде, сняв винтовые лопасти и хвост, на грузовом самолете.

    Что касается статуса авиации общего назначения, то, как пояснили корреспонденту "РГ" в Росавиации, к ней относятся самолеты и вертолеты, которые не эксплуатируются в коммерческих целях. Ими владельцы пользуются в личных целях и могут продавать, например, как автомобиль. Только цена этого транспортного средства побольше, чем у легковушки. Новый вертолет Bell 407, который только испытали на заводе, стоит не меньше 3-4 миллионов долларов, или примерно 13 миллионов рублей.

    Но сколько бы он ни стоил, взлететь без разрешения местного центра управления воздушным движениям ни кукурузник, ни вертолет не могут. В нашей стране пока не действует разрешительный порядок полетов, когда пилот просто уведомляет диспетчера о своем взлете. Любое воздушное судно и коммерческой авиации, и общего назначения должно получить разрешение на взлет. При этом у наземных служб должен быть список всего экипажа и тех, кто находится на борту в качестве пассажиров. Необходимо также точно указать маршрут полета. Рейсовые полеты выполняются по расписанию, и как такового разового разрешения на взлет им не нужно, а вот частные или заказные, чартерные полеты без такого разрешения выполнять нельзя. В небе тоже есть дороги и движение по ним регулируется, особенно в районе больших аэропортов. Чтобы не произошло столкновения судов, диспетчеры мониторят ситуацию с каждым воздушным транспортным средством, которое заявило о своем вылете. Конечно, процедура получения разрешения может занять пару дней, поэтому планировать воздушные прогулки нужно заранее.

    По данным Росавиации, Bell 407, разбившийся 10 мая, запросил в срочном порядке разрешение на полет только 7 мая на ряд вертолетных площадок в Иркутской области. Получив его, на следующие дни добро на взлет не продлевал. По всем документам в Росавиации, "водителем" злополучного вертолета значится профессиональный пилот коммерческой авиации Владимир Васильевич Жидилеев. Ему были выданы "права" на управление воздушным транспортом сроком до 10 июля 2009 года. Однако на момент подписания номера в Росавиации не могли точно сказать, кто был за штурвалом. Тем временем на сайте администрации Иркутской области говорится, что вертолет вел Виктор Кунов.

     

    Поделиться