07.05.2009 22:00
    Поделиться

    Кино на майские: криминальная Москва глазами шведа и мертвые фашисты в норвежских горах

    Умри-ТВ

    В российский прокат выходят "Горячие новости" - российско-шведский ремейк одноименного гонконгского боевика режиссера Джонни То.

    Швед Андрес Банке помимо короткометражек известен фестивальной хоррор-комедией "30 дней до рассвета" - а также тем, что закончил наш ВГИК. Оператор - тоже ВГИКовец, британец Крис Марис, снимает кино уже двадцать лет. Продюсер Сэм Клебанов в этой компании смотрится как нельзя кстати. Сэм - едва ли не единственный в мире представитель так называемых global russians: космополит, наполовину швед, наполовину русский. Именно Клебанов несколько лет назад первым стал систематически снабжать нашу страну арт-хаусным кино через свою компанию "Кино без границ". Его предыдущий опыт в кинопроизводстве включает продюсирование фильма Отара Иоселиани "Сады осенью" и полнометражный документальный фильм "Дорога на Галле - дневник добровольцев", где Сэм выступил еще и в качестве одного из режиссеров картины.

    Сюжет "Горячих новостей" международная команда оставила оригинальным. В центре большого города - Гонконг заменяется Москвой - бандиты совершают неудачную попытку ограбления. Завязывается кровавая перестрелка, бандиты отступают и окапываются в одном из спальных районов. Коллизия в том, что во время перестрелки сильно страдает имидж работников милиции. Один из них выглядел настоящим трусом - даже пистолет не успел достать, просто расплакался.

    Все это, как на грех, зафиксировали на камеру телевизионщики и - выпустили в эфир. Понятное дело, неприятности. Главной пиарщице ГУВД Кате (Мария Машкова) приходит в голову простая и гениальная мысль. Нужно обратить слабость милиции в силу: организовать реалити-шоу, в котором в прайм-тайм ОМОНовцы будут обезвреживать особо опасных преступников. "В то, что они герои, люди все равно не поверят. Пусть думают, что милиционеры - обычные люди", - говорит героиня Машковой.

    Банда преступников засела в многоквартирном доме в Чертаново. На их след выходит группа из четырех оперативников под руководством майора Смирнова (Андрей Мерзликин). Они не в курсе того, что ГУВД из оперативного мероприятия решило устроить шоу, а посему - спокойно и уверенно идут по следу бандитов.

    В это время бандиты захватывают заложников в одной из квартир этой самой многоэтажки. И тут начинает происходить нечто странное. Беспечный отец и его двое детей демонстрируют торжество стокгольмского синдрома: дети сетуют на то, что если бандиты их не убьют, назавтра придется идти в школу, отец не против приготовить для всей банды ужин. Сами бандиты с отсутствием планов и требований выглядят куда привлекательнее, чем ОМОНовцы - а те не начинают штурм, поскольку нужно дождаться прайм-тайма...

    Сами сцены штурма здания в российско-шведском варианте кардинально отличаются от того, что делал в своем фильме Джонни То. Нет тех безукоризненных планов, где каждое движение полицейских-штурмовиков отточено до красоты балета. Нет динамичного монтажа. Нет драйва. Есть суматоха, несогласованность, случайные жертвы. Есть бандиты, которые легко обставляют хорошо экипированный спецназ.

    Зато в "Горячих новостях" есть главное, чего не было у Джонни То - четкое ощущение того, что настоящая жизнь всегда прорвется сквозь пелену пиара, и взгляд на все происходящее с юмором, пусть и немного с оттенком пороховой копоти. Самой же идеей того, что пиар на крови - самый запоминающийся, а значит - эффективный, уже никого не удивишь. Проблематика картины в итоге сводится к тому, кому больше оказать сочувствия. - Предводителю шайки бандитов Герману - человеку, которому можно додумать судьбу, основываясь на флешбеках, разбросанных по фильму, индивидууму со своей системой ценностей, в которой отсутствие плана есть лучший план. Или упертому оперу Андрея Мерзликина, который тоже не прочь переступить черту - но только стоит на другой стороне.

    В прокате с 7 мая

     

    Ужас, как и было сказано

    В прокате - сатирический зомби-фильм "Операция "Мертвый снег" режиссера Томми Вирколы. Полнометражным дебютом этого режиссера несколько лет назад стала картина "Убить Бульо" -- фильм-насмешка над фильмом Квентина Тарантино "Убить Билла".

    Начинается история "Мертвого снега" как в стандартном голливудском ужастике из серии "Я знаю, что ты делал прошлым летом". Только вместо калифорнийских пляжей - скандинавское высокогорье. Группа студентов-медиков, отправляется полово сбалансированной компанией в норвежские заснеженные горы на каникулы. По дороге ребята иронизируют над тем, сколько в Голливуде было уже снято фильмов о том, как молодые ребята уезжали в уединенный домик, рассуждая о том, сколько фильмов было снято о том... и так далее. А затем, конечно, все становились жертвами маньяка.

    Вместо серфинга - гонки на санках и снежки. В деревянной сторожке два развлечения - пиво и твистер. "Почему мы должны играть в твистер?" - спрашивают друг друга студенты-медики. "А потому что Голливуд нам так велит!" - хохоча, отвечают сами себе ребята.

    За шутками и пивом они то и дело замечают, что за ними кто-то следит. И вот в сторожку стучится человек из леса - вполне приятной наружности, похож на походника. Он рассказывает ребятам предание о мертвом снеге. Мол, во Вторую мировую в этих горах скрывались от праведного народного гнева нацисты, которые спрятали под снегом клад. Повествование продолжает страшная история о зверствах немцев, о том, что зло так и осталось в голубых норвежских снегах. Проходит совсем немного времени, и становится как-то даже слишком понятно, что походник ну совсем не преувеличил - начинается в предельно буквальном смысле восстание зомби. Обгоревшие эсесовцы выпрыгивают из-под снега во все нарастающем количестве, к концу картины образуя настоящую армию, и спасения от них нет. Они откусывают руки и ноги, кровь бьет фонтанами, кишки наружу - но единственное, чего по настоящему боишься - что жадная камера ненароком захватит студию, осветительный прибор и ассистента с хлопушкой. Смеяться почему-то не хочется вовсе.

    Замысел своей картины сам режиссер Томми Виркола обяснял на премьере так: "Последние несколько лет кинотеатры были наводнены фильмами ужасов, которые преследовали, казалось, одну-единственную цель: нагнать на зрителя атмосферу мрака, развращенности и депрессии. "Операция "Мертвый снег" - фильм, двигающийся в прямо противоположном направлении. Это возврат к старым добрым фильмам вроде "Живой мертвечины" и "Зловещих мертвецов" - фильмов, где люди кричат и подпрыгивают в креслах от ужаса, а спустя несколько минут громко смеются".

    Сроки, в которые была сделана и вышла в прокат эта картина, конечно, не позволяют нам утверждать, что Виркола в очередной раз спародировал своего мэтра Тарантино. Однако все остальное указывает на это - автор "Криминального чтива" некоторое время назад закончил свою комедию "Бесславные ублюдки" - об отряде еврейских партизан, своими зверствами сеявших ужас в немецком тылу во времена Второй Мировой, и через несколько дней покажет ее в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Картина Вирколы, действительно, движется в "прямо противоположном направлении" - и тут уже не поможешь даже залихватским равнением на Джорджо Ромеро и других классиков зомби-кино.

    Поделиться