На Украине разгорается дискуссия об отмене анафемы Мазепе. Во всяком случае, с точки зрения местных церковных властей, у одиозного гетмана нет вины перед православием, и отлучили его не за политическую измену, а за ... передачу православных храмов католикам. А это не подтверждается современными историками.
- Теоретически это возможно, потому что есть прецеденты отмены анафемы, - разъяснил глава Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви архимандрит Московского патриарха Кирилл (Говорун) свою позицию. - Достаточно привести пример старообрядцев.
И напомнил, что Мазепа был анафематствован сначала на Украине, а затем в Москве.
- Причиной для анафемы стала не политическая измена, по крайней мере в киевской анафеме она не фигурирует. Ему вменялось в вину то, что он вступил в альянс с лютеранином и передает православные храмы на территории Украины католикам, лютеранам и так далее. Но этих фактов историки не находят.
Напомним, что ранее Синод УПЦ организовал специальную комиссию, которая должна изучить проблему анафемы Мазепы и представить свое мнение по этому поводу. Своих выводов комиссия пока не обнародовала. В деятельности Ивана Мазепы действительно было много разных направлений. К примеру, на торжествах в селе Мазепинцы по случаю 370-летия со дня рождения гетмана президент Украины Виктор Ющенко отзывался о нем, к примеру, как о человеке, немало порадевшем об архитектуре тогдашних украинских городов. По словам отца Кирилла, гетман построил "огромное количество храмов на территории Украины, причем это делалось в то время, когда при Петре I храмы и монастыри закрывались, и Церковь проходила так называемую секуляризацию и понижение статуса".
Впрочем, Украинская православная церковь Московского патриарха не отрицает политического предательства Мазепы:
- Мазепа предал Петра, нарушил клятву, это факт. Он достоин порицания, потому что клятва делалась на Евангелии и на кресте, но все-таки этот политический поступок Мазепы должны оценивать политики, историки, но не Церковь, - подытожил архимандрит Кирилл.
К слову, тему анафемы активно обсуждали и в начале XX века: тогда митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) заявлял, что анафема гетмана имела политический характер.