05.05.2009 00:00
    Поделиться

    Ветеран из Гомеля получил заслуженную медаль "За оборону Ленинграда" только через 65 лет после событий

    "Награда нашла героя" - популярный заголовок прежних времен теперь уже редкость. За 60 с лишним лет после Победы и скромные герои, и затерянные награды, казалось, пересеклись во всех географических и биографических точках. Но у времени всегда есть место исключению из правил. О боях под блокадным Ленинградом, глядя на блеск боевой медали, накануне вспоминали в Гомеле.

    - А помогите-ка мне надеть эту тяжесть, - фронтовой танкист Василий Иванович Василец с гомельской улицы Чапаева смеется над своей и моей неловкостью. Форменный пиджак в наградных рядах и вправду оттягивает руку. На днях он стал еще весомее, когда представитель посольства России в Беларуси торжественно вручил 86-летнему ветерану медаль "За оборону Ленинграда". 65 лет была в пути!

    - И вы не знали, что награждены? - спрашиваю Василия Ивановича. А тот лишь довольно щурится: - Да откуда мне знать? Со мной так сплошь и рядом. Год назад обнаружилась моя медаль "За оборону Сталинграда", к которой представили еще 22 декабря 1942 года, а нынче - за Ленинград. Воевал и там, и там. Но всякий раз, когда после боев награждали - я то в госпитале оказывался, то отставал от части в ожидании ремонта своего подбитого "коня". Если бы не гомельский военкомат, не было бы этого. Подали запросы в архивы - и вот, нашлись мои медали.

    Война для Василия Васильца началась, как и для многих его сверстников, - со школьной скамьи.

    - Вечером выпускной в школе, а родился и вырос я в Речицком районе Гомельской области, на следующее утро - объявление о нападении, - вспоминает фронтовик. - Мне 18, призвали. Курс в Орловском автобронетанковом училище, которое за время учебы эвакуировали в Майкоп, а оттуда, "оседлав" свой первый Т-34, на Донской фронт под Сталинград - командиром танкового взвода. Как воевали? Мы стреляли, в нас стреляли... Лучше расскажу о своих фронтовых радостях, которые и сейчас греют душу. У меня их две на войне было - одна под Сталинградом, другая - под Ленинградом...

    А приключилась вот какая история. Однажды во время привала танкист отправился в соседнюю часть, где успели поставить сруб-клуб, в котором крутили кино. Когда Василец выходил из зала, в дверях столкнулся с односельчанином из родной деревни Андреевки. Ту минуту до сих пор помнит. Хлопцы сфотографировались на память. Товарища вскоре отправили в Подмосковье. Оттуда - вместе с оперативной группой, которую готовились забросить в Белоруссию к партизанам - он и передал снимки в оккупированную деревню. "Для моих родных, а отец и братья партизанили, эти фотографии из-под Сталинграда были, что глоток надежды и веры", - Василий Иванович прячет под очки вдруг заблестевшие глаза: - Второе случай - уже на Волховском фронте. Была передышка. Я забрался в танк и вдруг слышу по радиоприемнику: наши войска освободили... и называют мои родные деревни - Андреевку, Ровенскую Слободу. Как душа возрадовалась, словами не передать - вот сейчас рассказываю и накатывает.

    Под Ленинградом Васильца осколком сильно ранило в голову. Выкарабкался. Но зрение потерял. Комиссовали в конце 44-го. А после - многие лета в силовых органах. Помотался и по Сибири, и по Дальнему Востоку. Только в 80-х, как раз перед чернобыльской аварией, вернулся в родные края, где благополучно доработал до 79 лет. Теперь вот на покое. Хотя застать Васильца дома - немалая проблема:

    - Движение - это жизнь, сама знаешь. А у меня тут рядом озеро, церковь. Голова, как прежде, работает, силы только убывают. Товарищей моих все меньше. Звонил днями в Липецк другу-фронтовику - приболел... А так хочется, чтобы еще раз выйти на парад. И полной грудью вдохнуть-выдохнуть ту радость, как тогда, в победный день.

    Виолетта Дралюк

    из почты этих дней

    О Победе и исторической памяти

    Уважаемая редакция! Уже через несколько дней, 9 Мая, наш народ будет отмечать 64-ю годовщину Великой Победы. У нас в Тюмени, начиная с 2007 года, в этот день проходит необычная акция - "Парад Победителей": во время праздничного шествия родственники воинов, участвовавших в Великой Отечественной войне, несут их портреты. Мы много говорим о воспитании патриотизма, сетуем на молодых, что мало знают о той страшной войне, о многомиллионных жертвах, о том, какой ценой досталась нам Победа. Забывая при этом, что упрекать-то надо себя: молодежь - наша, и ответственность за ее воспитание, за ее историческую память лежит на нас.

    Увеличить старую фотографию и прикрепить ее к древку не составит труда. А маленькую фотографию можно прикрепить к лацкану пиджака или куртки. Тут же - Георгиевскую ленточку, которая с чьей-то легкой и умной руки вот уже несколько лет, как стала неотъемлемой и замечательной народной традицией праздника. Не надо особых изысков, главное - дань памяти.

    С уважением,

    Геннадий Кириллович Иванов,

    председатель Совета ветеранов батальона милиции вневедомственной охраны при УВО при ГУВД по Тюменской области.

    помним

    О людях в белых халатах

    Мне, человеку, прошедшему Великую Отечественную войну, в семье которого пять врачей, хорошо известно, сколь нелегок и ответственен труд медика. Мне, видно, везет, я прожил уже достаточно долго, а к услугам врачей обращался редко. Но вот нужда заставила на 87-м году жизни обратиться к врачам в 1-е терапевтическое отделение Кстовской районной больницы N 1. Лечат здесь не только лекарствами, но и добрым словом, добрым отношением, хорошим уходом. Общаясь с завотделением Валерием Владимировичем Кливетенко, со своим лечащим врачом Натальей Григорьевной Марковой, о которой в больнице ходят легенды, ее называют целительницей человеческих душ, я вспоминал давний, фронтовой эпизод. В полевом госпитале на раскладушке лежал мой друг, летчик истребителя, старший лейтенант В. Наумов. Его, сбитого и искалеченного, привезли в бессознательном состоянии, ампутировали правую ногу и левую руку. Он молодой, красивый, будущий Герой Советского Союза, разговаривал с военврачом: "Товарищ майор! Я в этом бою сбил четыре "фоккера" (так называли фашистский истребитель "фокке-вульф". - Авт.). Я этим гадам отплатил за их злодеяния, а вот чем теперь смогу заплатить сам за то, что вы, ваши медсестры вернули мне жизнь? И мне страшно, что долг этот останется мною не оплачен. Я ведь калека...", - он закрыл лицо забинтованной рукой и заплакал, приговаривая: "Как я покажусь своей Оленьке?". Военврач ему в ответ твердо сказал: "Товарищ старший лейтенант! Вы - герой. Здесь лежит много раненых, и все они гордятся вашим подвигом. Будьте же примером для них, возьмите себя в руки и помните: вы - такой как есть - будете нужны не только вашей Оленьке, а и всей нашей стране. А с нами, медиками, вы уже во всем рассчитались: наша награда - ваша жизнь! Она у вас только начинается, близится конец войне, на дворе 1945-й!".

    64 года минуло, а я как сейчас до мельчайших черт лица и интонаций голоса помню того майора-военврача. Как помню и о величайшем подвиге, ежедневно, ежечасно, совершавшемся все 4 года войны фронтовыми медиками - врачами, медсестрами, санитарками. За годы Великой Отечественной войны медицинскими работниками с поля боя было вынесено 6,5 млн солдат и офицеров, большинство которых, пройдя лечение, снова становились в строй и продолжали громить врага. Восхищался людьми этой профессии тогда, продолжаю восхищаться ими и сегодня, в мирное время. Большое вам человеческое спасибо и низкий поклон вам!

    Два года назад я выступил с инициативой установки памятника медицинской сестре, разработали эскизы. Меня поддержал Совет ветеранов, и глава администрации публично пообещал, что такой памятник будет. Однако до сих пор то обещание не выполнено. Очень хочется надеяться, что в Кстове такой памятник все же появится, и наш город будет первым, увековечившим и военный, и мирный подвиг медицинских работников.

    С уважением,

    Ф. Линьков,

    участник Великой Отечественной войны, подполковник, кандидат технических наук.

    Кстово, Нижегородская область.

    поиск

    Без вести не пропавший

    Где вы, родственники погибшего красноармейца?

    Когда Могилевщину посещала делегация Восточного административного округа Москвы, глава управы Гольяново Виктор Голиков рассказал о поисковых отрядах школьников, которые ведут раскопки на местах сражений в Тверской области, и передал председателю Могилевского облисполкома Петру Руднику солдатский медальон. На нем сохранилось имя погибшего у деревни Пруды красноармейца - Михаила Ефимовича Линовича, уроженца Калинковичей, до призыва в армию проживавшего в доме N 8 по переулку Калинина. Если найдутся родные солдата, представители управы Гольяново готовы встретить их в Москве и отвезти к месту его последнего боя, - пообещал Виктор Голиков.

    В военном комиссариате Могилевской области говорят, что пока розыски не увенчались успехом. Поиски продолжаются. Быть может, кто-то из читающих сейчас эти строки вспомнит имя погибшего бойца и откликнется. Или родственники узнают наконец о судьбе близкого им человека, до сих пор числившегося в списке пропавших без вести.

    Павел Минченко, Могилев

    прямая речь

     

    Низкий поклон

    Андрей Дементьев, поэт:

    - Беларусь - особая держава. Я очень часто бываю в Беларуси, недавно посетил Брест, который первый принял удары войны, встречался с Президентом Александром Лукашенко. В Беларуси я был и тогда, когда мемориал в Хатыни только создавался, и по этому случаю написал стихи "Колокола Хатыни", они переведены на белорусский язык. Мы ходили по Хатыни, там перехватывало горло. Я человек непьющий, но после увиденного мы не могли ни о чем говорить, молча сели за стол и налили по стакану водки и просто выпили в память о погибших и в благодарность за то, что Беларусь так бережет память о тех, кто погиб.

    В Беларуси мы были с "Эшелоном Победы". Среди нас были Юрий Лужков, Иосиф Кобзон, Александра Пахмутова... Мы читали стихи, пели. Шел дождь. Кобзон в элегантном костюме под дождем пел военные песни. Я написал стихи "Эшелон Победы". Посвятил их Беларуси - она первой приняла удары войны. Долгие годы там не было восстановлено довоенное население, погиб там каждый четвертый.Я низко кланяюсь белорусам!

    Андрей Житинкин, режиссер:

    - 9 Мая для меня святой праздник. Кажется, что мы все сегодня благополучные, но у меня внутри до сих пор огромная душевная рана от того, что нет ни одного деда. Оба деда у меня погибли на войне. Я знал только бабушек. Никогда не циничен в отношении этой святой темы. Спектакль "Мой бедный Марат" я поставил к 50-летию Победы, но мы его сохранили до сих пор и будем играть к 65-летию Победы.

    Теперь артисты из этого спектакля, в том числе Домогаров, стали уже народными. 9 мая этот спектакль снова будет играться в Театре имени Моссовета, как многие годы. Спектакль очень востребован на гастролях в Германии, Америке, Израиле. На него приходят русские люди, которых жизнь разбросала по свету.

    СТД России проводит гениальную акцию для всех русскоязычных театров в наших бывших республиках. У русскоязычных актеров СНГ есть возможность постажироваться в Международной театральной школе СТД, где я преподаю, как в Москве, так и в Беларуси. При своей занятости я делаю перерыв и еду в Беларусь, провожу там мастер-классы.

    Подготовила

    Татьяна Жигайлова.

    Поделиться