05.05.2009 01:00
    Поделиться

    Порядок конкурсного оспаривания сделок в преддверии банкротства будет изменен

    Подозрительные сделки в преддверии банкротства будут аннулированы

    Нынешний порядок конкурсного оспаривания сделок в преддверии банкротства будет изменен. Президент подписал закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вносит изменения в законы "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О несостоятельности (банкротстве)" и "О банках и банковской деятельности". Новые поправки существенно упрощают процедуру доказывания недействительности сделок, приведших к причинению убытков кредиторов, и вводят субсидиарную имущественную ответственность лиц, способствовавших наступлению банкротства организации. Реализация данных положений позволит увеличить размер конкурсной массы за счет возврата имущества, отторгнутого должником в преддверии банкротства.

    Сегодня действующее законодательство не позволяет быстро и эффективно оспаривать сделки, направленные на незаконное отчуждение имущества должником в преддверии банкротства. Как показывает практика, оспорить сделку по "выводу активов" сложно, так как некоторые действия судебная практика не признает сделками, например, действия по исполнению обязательств, платежи по трудовому и семейному праву. Кроме того, часто отсутствуют основания оспаривания убыточных для должника сделок, например, с неравноценным встречным исполнением. В результате многие дела о банкротстве завершаются тем, что кредиторы практически ничего не получают и, по сути, финансируют процедуру ликвидации должника. При этом должник сохраняет под контролем свое имущество, которое он предварительно, до возбуждения дела о банкротстве, передал по фиктивным сделкам подконтрольным лицам и организациям.

    После вступления в силу закона борьба с этим явлением будет осуществляться за счет имущества, возвращаемого по опровергаемым мошенническим и преференциальным действиям должника, а также за счет имущества менеджеров, участников или крупных акционеров, которые имели возможность определять действия должника - юридического лица и которые нанесли вред кредиторам. В частности, устанавливается срок, в течение которого сделка может быть признана недействительной, - один год до принятия заявления или после принятия заявления судом. Кроме того, вводится второй период подозрительности, составляющий более одного года, но позднее трех лет до принятия заявления о банкротстве судом, если кредитор в момент совершения сделки знал о фактической неплатежеспособности. При этом такое знание презюмируется в отношении заинтересованных лиц.

    Если сделка была совершена в этот период и в результате продажи имущества получена неадекватная компенсация, то доказывать ее преднамеренность будет не надо. После вступления в силу поправок суд сможет без доказательств преднамеренной вины признать ее недействительной, а имущество будет возвращено в конкурсную массу.

    Эксперты отмечают, что при практическом применении норм могут появиться проблемы и злоупотребления в процессе оспаривания сделок и признания их недействительными. Избыточное упрощение процедуры доказывания умысла должника по подозрительной сделке с целью скрыть имущество от взыскания ведет к тому, что организации лишаются возможности самостоятельно урегулировать свои проблемы и предотвратить банкротство. Попытки продажи активов с целью поддержания ликвидности могут не увенчаться успехом, если потенциальные контрагенты будут видеть высокую вероятность оспаривания сделок в будущем, говорит Алиса Мельникова, директор по работе с финансовыми организациями компании ISG.

    С ней согласен Андрей Мезенцев, корпоративный юрист. Установление в законопроекте презумпции виновности обанкротившегося является не бесспорным. Такое перераспределение бремени доказывания может привести к тому, что кредиторы будут в большинстве случаев обращаться в суд, не пытаясь задействовать иные механизмы для решения проблемы.

    Помимо указанного у компаний с неустойчивым финансовым положением (в условиях кризиса таковых немало) могут возникнуть дополнительные трудности. Они могут потерять партнеров по причине нежелания последних нести риски, связанные с возможным судебным оспариванием сделок, показавшихся кредитору обанкротившегося контрагента подозрительными.

    Поделиться