04.05.2009 12:00
    Поделиться

    В "Школе драматического искусства" на Сретенке открылась выставка "Эхо"

    Экспозиция "Эхо" посвящена интерьерам дома № 20 на Поварской улице, где 24 февраля 1987 года премьерой спектакля "Шесть персонажей в поисках автора" был открыт театр "Школа драматического искусства". Авторами превращения бывших квартир, складов, подвалов в уникальное творческое пространство стали художник театра, архитектор Игорь Попов и режиссёр Анатолий Васильев.

    Место, где рождается театр - не случайность, а стиль образующее пространство. Анатолий Васильев нашел удивительное место для "Школы драматического искусства". Здание на Поварской, один из самых красивых доходных домов начала ХХ века, долгие советские годы было коммуналкой. Когда Васильев вселился в него, оно уже успело забыть о своем былом величии. И вот из-под коммунальной обшарпанной безродности стал возникать облик совсем иного мира. В топонимику и топографию "Школы" вошли номера квартир, в которых она расположилась. Как путешествие по старым квартирам были сделаны "Бесы" и "Наблюдатель", в гостиничных номерах налипала бравурная безнадежность "Шести персонажей". Публика ходила по этажам, завороженная тем, что дом может стать средой, декорацией и персонажем театрального сочинения.

    Постепенно из-под коммунальных завалов усилиями Анатолия Васильева и его соавтора Игоря Попова выплывала Атлантида, имя которой - Серебряный век. Тайные письмена проступали сквозь стены и потолки дома, открывая росписи деревянных инкрустированных плафонов с таинственными единорогами, пасущимися на мистических полях Гермеса Трисмегиста. Задолго до того, как страна привыкла к евроремонту, Васильев и Попов побелили стены, освободили пространство от всего лишнего, и театр стал иконой, рентгеновским снимком иных, благородных эпох. Но стены, пропитанные коммунальным бытом, сохранили тени людей, живших и умерших здесь. Игорь Попов со временем придал театру  греческий облик, выстроив вместо сцены белые арки и колонны. Театр стал настаивать на своем мистериальном, ритуальном происхождении, но долго еще излучал боль и надломленность, пропитавшую воздух.

    Спустившись в конце 80-х в подвал точно в трюм, где играли "Шесть персонажей в поисках автора", "Бесов", "Дюма", "Иосифа и его братьев", уже через мгновение можно было почувствовать шелест парусов и освежающий ветер новых просторов. Глядя в окна над головами, зрители могли видеть ноги прохожих, но это не мешало ощущению летящего на всех парусах фрегата.

    Огромный мир ютился в подвале на Поварской, заставляя помнить о том, что здесь Мейерхольд делал первые опыты в области символизма.

    87-й год, когда в этих стенах родилась "Школа драматического искусства", стал средоточием художественного поколения. Линейное переживание истории рухнуло, и в образовавшуюся дыру рванул мир Борхеса и Флоренского. Еще через десятилетие Васильев найдет здесь ключ к "Маленьким трагедиям" Пушкина, реализовав идею Флоренского об обратной перспективе.

    "Текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников", - казалось, что французский культуролог и постструктуралист Ролан Барт, чью книгу мы прочитали в том же году, писал именно об этом театре и этом доме. Здесь Наталья Коляканова и Григорий Гладий играли так, что одновременно  хотелось сострадать и наслаждаться эстетическим парадоксом их игры, находиться внутри импровизации и чувствовать себя объектом эстетических манипуляций. Здесь пушкинский стих был облачен в невиданный театральный стиль. Диковинная манера читать стихи, с вызывающим усилием проталкивая слова сквозь плотные слои атмосферы, чтобы прямо коснуться небесной тверди, могла родиться только в этих белых стенах с единорогами на плафоне.

    В 1987 году в доме на Поварской Васильев вступил в бой за право на уникальность, право исследовать и отрывать неведомые еще пути. Вообразить, что уникальное пространство театра на Поварской, превращенное из советских коммуналок в шедевр театральной архитектуры, будет уплотнено и передано в распоряжение Шариковым, было невозможно. "Но продуман распорядок действий и неотвратим конец пути".

    Тех стен больше нет. Они замызганы, затоптаны и лишены художественного смысла. На этих полотнищах - лишь эхо былого.

    Идея этой выставки, которая так и называется "Эхо", придумана Игорем Поповым. Несколько лет подряд фотограф Наталья Чебан фиксировала стены, лестницы и пространства Поварской. Ольга Левенок сделала замысел реальностью, перенеся фотоизображения на шелк. Теперь они висят здесь как паруса, или рентгеновские снимки, запечатлевшие два десятилетия небывалой театральной работы. Это Орфей, желая увидеть Эвридику, оглянулся в последний раз.

    Поделиться