29.04.2009 01:00
    Поделиться

    Авиакомпании придется заплатить за недопущение на борт инвалида по зрению

    Ленинский районный суд Тульской области завершил слушания по существу по иску инвалида по зрению Павла Обиуха к авиакомпании "Сибирь". Судья Ольга Исаева иск удовлетворила. Однако сумма морального вреда снизилась с миллиона до 25 тысяч рублей. Кроме того, авиакомпании "Сибирь" придется заплатить 12 тысяч рублей штрафа.

    Напомним, в феврале Павла не пустили на борт самолета, мотивируя это тем, что инвалид по зрению должен лететь с сопровождающими лицами. Тогда он все же улетел в Казань на самолете компании "Татарстан", а затем потребовал от авиакомпании "Сибирь" компенсации морального вреда и публичного извинения. Получив отказ, инвалид подал на "Сибирь" в суд, нанесенный моральный вред он оценил в миллион рублей. Процесс проходит по месту прописки Обиуха в Тульской области.

    Как уже сообщала "РГ", на предварительных слушаниях представитель авиакомпании "Сибирь" Олег Майоров отказался от предложенного судьей Ольгой Исаевой мирового соглашения, мотивируя это тем, что сотрудниками компании все было сделано правильно. Павел Обиух отметил, что для него данный отказ так и остался непонятным.

    На процессе позиция ответчика не изменилась. Представитель "Сибири" по-прежнему считает, что инвалид по зрению не может летать в самолетах без сопровождающего. Причем таким сопровождающим допускаются даже собаки. Эта фраза возмутила истцов: если, как утверждают ответчики, основным препятствием самостоятельных полетов инвалидов является их предполагаемая беспомощность в случае нештатных ситуаций, то чем в этом случае может помочь привязанная собака.

    - Мы решили обратиться в суд, потому что считаем, что такие ситуации, которые случаются с людьми с инвалидностью, неприемлемы, - сказал перед началом процесса Павел Обиух. - И их не должно быть ни по здравому смыслу, ни по логике, ни по принципам демократической страны, в которой мы живем. Меня лично задело то, что меня посчитали человеком второго сорта. Получается, что все равны, но некоторые ровнее. Цель, которую я преследую, - это чтобы впредь не было подобных инцидентов во время авиаперевозок.

    Адвокат компании "Сибирь" ссылался на федеральные авиационные правила, а также на то, что перевозчика никто не предупредил о незрячести пассажира.

    - Мы считаем, что никаких оснований для того, чтобы Павел не мог летать, не было, - заметила член правления Международной конфедерации общества потребителей Диана Сорк. - Он не единожды летал разными авиакомпаниями, в том числе и авиакомпанией "Сибирь", вопросов по этому поводу не возникало. Павел часто летает, он активный человек, который занимается в том числе и защитой прав инвалидов, участвует в семинарах, работает в межрегиональной организации защиты прав инвалидов "Перспектива". Для него это обычная поездка - не первая и не последняя. Вообще ни один инвалид не является лишенным дееспособности, то есть человеком, которому нужен сопровождающий всегда. В данном случае мы считаем это требование незаконным.

    Член международной конфедерации потребителей также напомнила о другом процессе - в прошлом году эта общественная организация выиграла аналогичный суд, когда инвалида Наталью Плисецкую не пустили на борт самолета той же авиакомпании. Наталья присутствовала и на данном процессе. Диана Сорк считает, что правозащитники и авиакомпания просто по-разному относятся к законодательству: "Мы считаем, что нужно доказать, что человек не может лететь, а авиакомпания - что достаточно самого факта инвалидности, для того чтобы отказать человеку в перевозке". Она также уверена, что происшедшее с Павлом не случайно - "это вполне сознательные нарушения прав инвалидов, они встали на свою позицию и пытаются доказать, что они правы", несмотря на то, что в суде однажды уже было доказано, что они неправильно не пустили инвалида на борт.

    Ответчик уже заявил о намерении оспаривать судебное решение. Павел и его сторонники вынесенным решением довольны. По их словам, они добились главного - министерство транспорта обратило внимание на их проблемы, и это дает надежду, что федеральные правила авиаперевозок будут пересмотрены.

    Поделиться