24.04.2009 04:00
    Поделиться

    Рашид Нургалиев приказал пускать правозащитников в места принудительного содержания

    Сегодня "Российская газета" публикует приказ министра внутренних дел, в котором четко и подробно разъяснено, как правозащитники или другие общественники могут проверить условия содержания арестованных и временно задержанных.

    Речь идет не о зонах и тюрьмах, а о "заведениях", которые находятся в введении милиции. Это изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, другие помещения для задержанных. Например, одна из категорий таких мест в народе именуется "обезьянниками" и есть практически в каждом отделении внутренних дел.

    Количество всех этих приемников и центров - несколько сотен, через них проходят сотни тысяч людей. Для сравнения: следственных изоляторов в России, которые в юрисдикции министерства юстиции, - 222, где находятся около 160 тысяч человек.

    Право посещать все эти безрадостные места общественным наблюдательным комиссиям предоставило российское законодательство, в том числе - Конституция. Но, как это часто случается, до сих пор не существовало действующего механизма, как этим правом воспользоваться. По сути, новый приказ Рашида Нургалиева - инструкция по применению: какие запросы и документы необходимы для посещения комиссии, кто из должностных лиц обязан принимать решение, кто должен сопровождать, кого из арестантов и при каких условиях можно опрашивать и фотографировать, как производить съемку помещений.

    В МВД не скрывают, что люди, попавшие за решетку, находятся далеко не в курортных условиях. Но эти условия не должны быть бесчеловечными. Поэтому важен не только ведомственный контроль, но и общественный. Причем визит какой-нибудь независимой комиссии может не только приструнить зарвавшихся милицейских начальников, но и решить материальные проблемы режимного заведения. Не секрет, что иные камеры переполнены задержанными, где-то двадцать лет не было ремонта. И это - не по вине милиции. Вот тут неравнодушная общественность, сострадающая к сидельцам, вполне может найти спонсоров.

    Известно, что главный правозащитник России Владимир Лукин время от времени посещает такие закрытые объекты. Понятно, что его визиты не бывают неожиданными, к ним готовятся. Теперь же, после приказа министра, общественные контролеры могут всегда появиться с проверкой в любом милицейском изоляторе.

    Поделиться