22.04.2009 01:30
    Поделиться

    Несогласованность действий двух хозяев может погубить фрески Андрея Рублева в Успенском Соборе

    Несогласованность действий и двойные стандарты губят мировой шедевр

    - На всю жизнь мне запомнилось, как во время официального визита в Италию я умоляла смотрителя показать фреску "Тайная вечеря", - заметила, говоря о критическом состоянии фресок Андрея Рублева в Успенском соборе, Алиса Аксенова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника. - Но тот, несмотря на мое удостоверение ЮНЕСКО, был неумолим: "Нельзя нарушать режим".

    Предложил прийти на следующий день: "Завтра будет японская группа, там есть одно свободное место". Если нам перенимать опыт наших зарубежных коллег, то в идеале в собор нельзя входить после дождя в мокрой одежде, нельзя вносить березовые деревья на Троицу, нельзя использовать свечи, а тем более - не восковые. И этих "нельзя" - много.

    Следовать такому опыту музейщикам, по их словам, мешает церковь: многочисленные прихожане, часто посещающие собор, копоть некачественных свечей, старушки-уборщицы, которые "возят по живописи четырнадцатого века мокрыми тряпками".

    Между тем официальная статистика посещений собора ценителями его древностей впечатляет. Только в июле по музейным билетам здесь побывало 4665 "одиночек" и более 14 тысяч организованных туристов со всего мира.

    Не помешало экскурсионной работе и закрытие храма-памятника на реставрацию с июня прошлого года вплоть до юбилейных торжеств в честь 850-летия Успенского собора. Богослужения в это время здесь не совершались, зато группы и одиночные посетители шли одни за другими.

    Так, например, когда реставраторы "укрепляли, расчищали, приводили в порядок росписи XIX века в западной части собора", здесь в музейное время, по нашим данным, только с экскурсионными группами побывало 1039 человек.

    По договору "О совместном использовании памятника истории и культуры религиозной организации и учреждения культуры Успенского собора XII века, г. Владимир" Владимирская епархия Русской православной церкви является "пользователем" владимирского Успенского собора только "во время проведения богослужений", которые устанавливаются "в дни особо чтимых праздников". Все остальное время, "кроме понедельника, с 13 часов 00 минут до 16 часов 00 минут (а на самом деле почему-то до 16 часов 45 минут. - С.Б.), в Собор допускаются организованные группы для экскурсионного показа в сопровождении экскурсоводов Учреждения (то есть Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в оперативном управлении которого находится Успенский кафедральный собор. - С.Б.), а также одиночные посетители, оплатившие входной билет билетному кассиру Учреждения".

    То есть двери Успенского собора за три часа установленного по договору музейного времени и сорок пять минут неустановленного договором музейного времени по самым скромным подсчетам открывались и закрывались более 250 раз! А каждый удар закрывающейся двери наносит удар и по температурно-влажностному режиму памятника и, естественно, по самим фрескам Андрея Рублева. Из-за разности температур, пыли и влаги, которые проникают в собор вместе с непрерывным потоком посетителей, их состояние усугубляется.

    - В настоящее время уровень систем инженерного обеспечения Успенского собора и защитные качества его конструкций не соответствуют интенсивности его использования, - комментирует сложившуюся ситуацию Виктор Дорохов, заведующий лабораторией музейной климатологии ФГНИУ "Государственный научно-исследовательский институт реставрации". - Для нормализации ТВР надо либо резко ограничить посещаемость собора, либо провести системную модернизацию инженерных систем собора и элементов его ограждающих конструкций: окон, дверей и тамбуров.

    По словам Игоря Столетова, главного архитектора научно-производственного предприятия "Владимирреставрация", еще в восьмидесятые годы для Успенского собора была разработана система кондиционирования и автоматических датчиков, которая получила положительную оценку московских экспертов. Тогда же был определен обязательный элемент налаживания ТВР - количество посетителей в день, оптимальное для собора. Однако до сих пор новая система не только не установлена, но и не разработана. Неизвестно и сколько посетителей может принять и выдержать эта древняя святыня.

    Нерешенной остается и проблема системы отопления, вентиляции и кондиционирования, без чего не может быть и речи о нормализации микроклимата. Гарь и копоть на фресках Андрея Рублева, которые неоднократно приписывались некачественным свечам, попадают в Успенский собор через вентиляцию. Черные пятна у вентиляционных решеток - яркое тому свидетельство. Самое страшное, что эти пятна находятся в непосредственной близости с легендарными росписями Андрея Рублева и Даниила Черного "Лоно Авраама" и "Шествие праведных в рай" и с фрагментами фрески XII века. Об этом давно бьет тревогу настоятель Успенского собора, протоиерей Василий (Войнаков).

    - По системе обогрева в храм поступают пыль и грязь и оседают на стенах, - говорит он. - Особенно тогда, когда ветер задувает в трубу. Необходима новая котельная.

    Лаборатория, которую возглавляет Виктор Дорохов, уже около трех лет ведет переговоры с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником по разработке и модернизации системы отопления и вентиляции Успенского собора. Но иллюзий, что ТВР знаменитой владимирской церкви Успения наладится в ближайшее время, не питает.

    Есть распоряжение Министерства культуры и Министерства государственного имущества Российской Федерации "О передаче памятников истории и культуры Владимирской епархии Русской православной церкви" от 1999 года, согласно которому церкви в безвозмездное пользование были переданы лишь "Георгиевский придел, сторожка и крещальня из ансамбля Успенского кафедрального собора". Есть договор о совместном использовании самого собора епархией и музеем-заповедником. Основная проблема сохранности этого памятника, убежден ученый, "состоит в несогласованности действий всех сторон, имеющих отношение к собору". Нужно четко определить, кто его хозяин, и тогда станут ясными и обязанности всех сторон.

    - Люди приходят в Успенский собор и ждут, когда экскурсовод им скажет: "Посмотрите, вот здесь фрески Рублева", но завтра может случиться так, что они услышат: "Посмотрите, вот здесь раньше были фрески Рублева", - утверждает Александр Скворцов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор, генеральный директор ОАО "Владспецреставрация".

    И не верить в этот мрачный прогноз, к сожалению, пока нет оснований. Специалисты все чаще обращают внимание на разницу в яркости и цветовой насыщенности росписей Успенского собора на фотографиях, сделанных сорок лет назад, и их современный вид.

    Поделиться