21.04.2009 02:00
    Поделиться

    Высший арбитражный суд признал законной рассылку рекламных sms

    Арбитраж признал законной рассылку sms

    Подарок в виде новенького мобильного телефона - всегда праздник. Но на этот раз корреcпонденту "РГ" пришлось несколько суток бороться за право воспользоваться подарком, чтобы просто звонить и разговаривать по телефону.

    Первое, чем порадовал новый аппарат, были предложения познакомиться. Через несколько секунд - купить товар. Следом пришло сообщение, что мне готовы на дом привезти игрушки для взрослых. "Надоела наша реклама?"- хамски спрашивал экран и предлагал нажать на слово "да". Но от этого рекламы становилось все больше. Пользоваться мобильником и даже держать его стало неприятно - он тренькал без остановки. Уважаемая сотовая компания, когда до нее удалось дозвониться, объяснила, что надо войти в меню и там отключить некую услугу. Реклама действительно исчезла. На целых два часа. Потом возобновилась в увеличенном объеме.

    Дозвонившись до сотовой компании, пришлось потребовать координаты того, кто присылает рекламу, с угрозой пойти в суд. "Ладно, - ответили на другом конце трубки, - мы отключим услугу..." Сколько времени и нервов ушло на это, подсчитать сложно.

    А теперь стало известно, что Высший арбитражный суд разрешил сотовым компаниям флиртовать со своими клиентами - в порядке sms-рекламы. У счастливого обладателя сотового телефона есть только одна возможность защититься от мусора - сказать твердое "нет".

    Поводом для рассмотрения послужило дело в Чувашии. Одного из местных абонентов возмутило, что на его мобильный телефон при запросе баланса счета приходили сообщения: "Флиртуй, знакомься, найди свою любовь и новых друзей! Романтическое путешествие и ценные призы ждут тебя!" Дальше объяснялось, что надо сделать. Всего-то - отправить определенную фразу на нужный номер и получить кучу денег. Если повезет в лотерее. Но в любом случае - повезет не повезет - за пересыл "sms-ки счастья" сотовая компания обещала взять втридорога. О чем предупреждала.

    Однако гражданин решил не флиртовать почем зря, а пожаловаться в антимонопольную службу. Там встали на сторону гражданина. Ведомство решило, что распространенные сообщения являются рекламными и нарушают закон о рекламе, который запрещает автоматическую рекламную рассылку по сетям электросвязи. Сотовая компания получила приказ прекратить рекламу. Но его не выполнила, а пожаловалась в суд.

    На процессе представитель сотового оператора заявил, что подобные сообщения, на их взгляд, не были рекламой, а рассылал их живой человек, сотрудник компании. Якобы он выбирал абонентов по определенным критериям - возраст, место жительства и так далее. Кроме того, представители компании уверяли в суде, что клиент всегда прав. В смысле он в любой момент может сказать "нет", и тогда "любовь по телефону" прекратится. А тот гражданин, мол, "нет" не говорил.

    Арбитражный суд Чувашской Республики отклонил иск компании, но апелляционный и кассационный суды поддержали позицию оператора. По их мнению, антимонопольная служба не доказала, что рассылку делал робот. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который поддержал позицию сотовой компании. Он постановил, что такая рассылка не нарушает Закон "О рекламе", даже если производится без активного согласия абонентов на получение рекламы.

    По мнению многих экспертов, постановление Высшего арбитражного суда создало неприятный прецедент. Теперь на наши телефоны могут свалиться различные акции, лотереи, викторины, розыгрыши призов, развлечения, не говоря уже о горячих картинках. А чтобы избавиться от них, придется как минимум позвонить в сотовую компанию, а скорее всего - лично прийти в офис и написать заявление. Как показывает практика, сделать это не всегда просто. К тому же типовой договор между оператором и абонентом не предусматривает отключение пользователя от sms-рассылки.

    По мнению других юристов, хотя арбитраж и встал на сторону сотовых операторов, это не означает, что во всех подобных делах суды начнут принимать сторону связи. Все зависит от того, удастся ли доказать факт автоматической рассылки.

    Как поймать робота за руку - другой вопрос. У специалистов есть большие сомнения, что с ними флиртовал человек. Например, ответ на запрос о балансе обычно приходит в течение пары секунд. Неужели в сотовых компаниях работают люди-молнии, успевающие и данные обработать, и кнопку нужную нажать? Эксперты надеются, что прецедент - еще не конец. Возможно, подобные дела еще возникнут и будет шанс исправить ошибки.

    Поделиться