21.04.2009 02:00
    Поделиться

    Создание новой транспортной системы в Сочи обойдется государству в 12 миллиардов долларов

    Заместитель председателя правительства Сергей Иванов заявил недавно, что планы по государственному финансированию российской транспортной системы, несмотря на кризис, не подвергнутся кардинальной корректировке. И подчеркнул, что приоритетными должны стать проекты общегосударственного значения, в том числе реализуемые на условиях частно-государственного партнерства (ЧГП).

    Среди наиболее важных проектов - создание в Сочи соответствующей инфраструктуры для работ по подготовке к Олимпиаде-2014 и строительство дорожных объектов для проведения запланированного на 2012 год во Владивостоке саммита АТЭС.

    Главная задача в Сочи - обеспечение логистических услуг подрядчикам, занятым строительством олимпийских объектов. За это отвечает транспортная дирекция Олимпийских игр.

    Создание новой современной транспортной системы в Сочи обойдется государству около 12 миллиардов долларов. Недавно вице-премьер Дмитрий Козак назвал цифру, которую выделят спонсоры на нужды Олимпиады, - около 400 миллионов долларов. Возможно, не менее 75% финансирования всех предприятий по проведению и подготовке Олимпиады будет проводиться не только государством, но и за счет средств крупных корпораций.

    Среди основных объектов дорога Джугба - Сочи, которая, по планам строительства, уже в ближайшее время станет самой важной транспортной артерией Олимпиады. Необходимо построить еще один тоннель и сеть перехватывающих портов, развязки на всех узловых пересечениях. Самая активная стадия строительства должна начаться уже в апреле.

    Встреча глав государств и правительств стран - участниц форума АТЭС в 2012 году пройдет во Владивостоке - вопреки разговорам о прекращении финансирования большой стройки. Сумма, предусмотренная в федеральном бюджете на подготовку Владивостока к саммиту АТЭС-2012, остается неизменной и по-прежнему составляет 202 миллиарда рублей. Это окончательное решение правительства. В транспортные объекты АТЭС уже вложено 10 миллиардов из 90 запланированных.

    Практически все инфраструктурные объекты, которые предусматривались планом, будут построены. Под вопросом только возведение третьего по счету (после мостов через бухту Золотой Рог и на остров Русский) мостового перехода через Амурский залив, который должен был стать элементом дороги-дублера от аэропорта до города.

    Но возвести все это только за счет федеральных денег невозможно, нужен бизнес. Реальный пример - инвестиции в строительство нового терминала в аэропорту Владивостока. Около 150 миллионов долларов планирует вложить в этот проект ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", чтобы сформировать там региональный хаб, который мог бы обеспечить перевозку пассажиров по всей Юго-Восточной Азии. Терминал должен заработать к началу саммита.

    Заместитель председателя правительства Сергей Иванов заявил, что государство намерено финансировать строительство платных дорог даже во время кризиса. Речь шла, в частности, об участках трасс Москва - Одинцово и Москва - Санкт-Петербург. Их, по словам Иванова, начнут строить уже в этом году.

    Скоростная автомобильная дорога Москва-Петербург продублирует наиболее загруженный участок федеральной автодороги М-10 "Россия". "Северо-Западная концессионная компания" планирует за два года сдать в эксплуатацию 43 км автобана. По предложению компании объем госфинансирования предполагается на уровне 23 миллиардов рублей. Общая стоимость проекта - 180 миллиардов рублей, в том числе 37,5 миллиарда - из инвестиционного фонда.

    Проект "Автодорога Москва - Одинцово предусматривает возведение нового платного выхода на МКАД с автотрассы М-1 "Беларусь" (Москва - Минск) в обход Одинцова. Стоимость реализации проекта оценивается в 25 миллиардов рублей, 11 из них будут оплачены за счет Инвестфонда. Остальные деньги добавит бизнес. Строительством трассы займется ОАО "Главная дорога".

    Специалисты все же не исключают возможности того, что проекты строительства платных дорог могут быть свернуты. Но поскольку это долгосрочные проекты, скорее всего, могут быть просто сдвинуты сроки реализации: строительство приостановят на какое-то время, а потом, когда кризис закончится, возобновят. Для инвесторов они остаются привлекательными. Несмотря на то, что эти проекты дорогостоящие, понятно, что в любом случае в будущем они окупятся.

    Еще до ревизии проектов Инвестфонда некоторые эксперты высказывались за то, что в нынешних условиях капиталоемкие, долгосрочные проекты стоит отложить до лучших времен. Вместе с тем они были уверены в том, что реализацию уже начатых мегапроектов не станут откладывать в долгий ящик. Эти прогнозы в основном оправдались.

    Для порта Усть-Луга выделяемые из Инвестфонда средства не секвестрированы. Летом компания рассчитывает получить 1,05 миллиарда рублей из предназначенных на 2009 год. Общий объем средств фонда, направляемых на реализацию проекта, составляет 2,011 миллиарда рублей.

    Кроме того, совет директоров компании утвердил дополнительную эмиссию акций в размере двух миллиардов рублей. Привлеченные средства будут направлены на диверсификацию многофункционального перегрузочного комплекса "Юг-2" и логистического терминала.

    Инфраструктурные облигации, которые могут быть выкуплены пенсионными фондами, также являются одним из вариантов финансирования при закрытии сделки по концессионному соглашению о строительстве платного участка выхода на МКАД с автотрассы М-1 в обход Одинцово. ОАО "Главная дорога", подрядчик этой стройки, сформировано УК "Лидер". Клиентами управляющей компании являются 11 негосударственных пенсионных фондов и три страховые компании.

    Изменения, внесенные в начале года в нормативную базу ФСФР, позволяют размещать в ломбардный список ЦБ ценные бумаги проектных компаний, которые создаются для инфраструктурных проектов и по которым существуют гарантии государства или Внешэкономбанка. Так что инфраструктурные облигации могут стать одним из новых инструментов, которые повысят оперативность принятия решений по проектам ЧГП. Тем более что сегодня прямого, быстрого антикризисного потенциала у нас в инфраструктуре нет, напоминают эксперты. Только тендерную процедуру надо проводить три года.

    Государство в условиях кризиса не может оставаться безучастным к судьбе регионов, и их финансовая поддержка поможет сдержать "сваливание" социально-экономической ситуации. Однако такие финансовые вливания должны быть максимально эффективными и носить стимулирующий характер по отношению как к регионам, так и к системообразующим предприятиям.

    Межрегиональный проект "Урал Промышленный - Урал Полярный", реализация которого рассчитана на десять лет, направлен на освоение минерально-сырьевых ресурсов Полярного и Приполярного Урала и обеспечение дешевым сырьем и продуктами его переработки металлургических и машиностроительных предприятий Среднего и Южного Урала. Его реализация будет продолжена, несмотря на кризис. На начало 2010 года запланировано строительство железной дороги вдоль Уральского хребта в целях разработки и освоения месторождений Крайнего Севера и создания новых предприятий и рабочих мест. Участок в 150 км соединит уже существующие участки дороги и пройдет по северной территории проекта. Уже создано ОАО "Корпорация "Урал промышленный - Урал Полярный" с уставным капиталом в 2,3 миллиарда рублей. Основными акционерами являются три региона - Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций Уральского федерального округа. И в самое ближайшее время будет пополнен инвестиционный портфель проекта.

    Начат первый этап реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии", крупнейшего в современной России. Он оценивается примерно в 10,4 миллиарда рублей. В рамках проекта планируется проектирование и строительство восьми энергетических, горно-добывающих и перерабатывающих предприятий. Инфраструктура, в которую включены 270 км железных и 150 км автомобильных дорог, проектируется и строится за счет средств Инвестфонда.

    Кроме государства, инвесторами станут гидрогенерирующая компания "РусГидро", урановый холдинг "Атомредметзолото", инвестиционная группа "АЛРОСА", угледобывающий холдинг "Колмар" и "Газпром".

    Проект "Белое море - Коми - Урал" предполагает строительство спрямляющей железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Гайны - Соликамск. Это позволит построить в Архангельске глубоководный порт, а в дальнейшем включить "Белкомур" в транснациональную магистраль "Баренц - Линк" (железнодорожный путь из Норвегии в Индию). Общая протяженность дороги составит 1252 км. "Белкомур" примерно на 800 км сократит путь товарных поездов из Сибири к портам Белого моря.

    Сметная стоимость строительства магистрали -118 миллиардов рублей. Финансирование локальных проектов возьмут на себя частные инвесторы. Ожидается, что они вложат 479 миллиардов. Оператор проекта - ООО "Межрегиональная инвестиционная компания "Северозапад - Прикамье", учредителями которой выступили администрации Коми, Пермского края, Архангельской области и 9 промышленных предприятий. В минэкономразвития считают, что проект "Белкомур" способен увеличить ВВП России на 1%.

    Поделиться