21.04.2009 01:30
    Поделиться

    Глава Росавиации: Мы предлагаем авиакомпаниям переходить к методам антикризисного управления

    Помогут ли летний сезон и новые законы поднять спрос на услуги гражданской авиации

    Для авиационной отрасли крайне неблагоприятный период выпал на конец 2007 года. И продлился он до августа 2008-го, когда резко поднялись цены на авиакеросин. А потом всех захлестнул одной волной мировой финансовый кризис. В феврале перевозки пассажиров уменьшились на 23%, а грузоперевозки - на 39,6% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Удастся ли в ближайшее время выправить ситуацию? С этого вопроса корреспондент "РГ" начала разговор с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Геннадием Курзенковым.

    Гражданская авиация России столкнулась с проблемами, которые оказались в кризисное время присущи всей мировой авиации. Международная ассоциация воздушного транспорта назвала основные причины падения спроса на перевозки в условиях кризиса: сложность с получением кредитов и падение доходов у населения.

    Люди и коммерческие компании стали меньше пользоваться воздушным транспортом. Однако в марте-апреле авиаперевозчики переходят на летнее расписание, "низкий" сезон сменяется "высоким". Поэтому мы ожидаем, что показатели перевозок, равно как и финансовое состояние российских компаний, улучшатся.

    Компании смогут продолжить обновление своих парков и удастся ли обеспечить всем равный доступ к заправке топлива в аэропортах?

    Сразу скажу, что массового сворачивания программ по переоснащению парка воздушных судов нет. Российские авиакомпании продолжают приобретать новые самолеты, а также самолеты, которые эксплуатировались за рубежом не более 10 лет. Они позволяют оптимизировать расходы на топливо.

    А в апреле на рассмотрение правительства планируется внести правила недискриминационного доступа топливных и авиационных компаний к объектам топливо-заправочных комплексов. Новый подход позволит авиакомпаниям получать "заправку в крыло" без посредников, значительно завышающих цены на авиационный керосин. Соответственно должна снизиться и топливная составляющая в цене билета. В итоге авиаперевозки станут более доступными для граждан.

    Неужели без вмешательства государства нельзя решить вопросы, которые влияют на стоимость билета? А как же "справедливая рука" рынка?

    Опыт выполнения авиационных перевозок, в том числе и международный, показывает, что рынок сам по себе не способен решить такие проблемы отрасли, как ценообразование, затраты и эксплуатационные запросы. Здесь нужна помощь государства. Авиаперевозчики в значительной степени зависят от заемного финансирования. Сейчас банковские ставки по кредитам могут составлять до 20%, многие банки из-за повышенных финансовых рисков вообще отказываются выделять авиакомпаниям кредитные средства. Пришлось вмешаться правительству РФ и принять специальное постановление, которое предусматривает государственные субсидии для банков, кредитующих авиакомпании.

    Этот механизм уже заработал?

    Авиакомпаниям невыгодно брать кредит менее чем на полгода. А банки пока предпочитают в основном этот срок. Для того чтобы механизм заработал, необходимо продлить субсидирование коммерческим банкам кредитования авиакомпаний на 2010 год. Такое предложение уже внесено в правительство.

    Однако у банков будет свой контрдовод. Они хотели бы знать подлинное экономическое состояние авиакомпании, чтобы минимизировать свои риски. И как это сделать?

    В Росавиации разработаны методики оценки экономического состояния авиаперевозчиков и их финансовой устойчивости. Каждый месяц мы проводим мониторинг по этим показателям. В Росавиацию поступают данные по задолженностям перед персоналом, по налоговым сборам, за аэронавигационное и топливное обеспечение, за техническое обслуживание, за лизинговые платежи, страхование. Мы все это систематизируем и анализируем финансовое состояние российских авиакомпаний. По запросу банков ее представляем.

    А как быть с рисками пассажиров, которые могут застрять в аэропорту из-за нерадивого перевозчика?

    Мы предусмотрели меры, чтобы не допустить скопления в аэропортах пассажиров, если перевозчик неожиданно приостановит свою работу или его лишат сертификата эксплуатанта. В частности, есть решения с рядом авиакомпаний, которые готовы взять на себя обязательства по доставке пассажиров прекратившего операционную деятельность авиаперевозчика. И они получают за это компенсацию. В федеральном бюджете деньги на это предусмотрены.

    В кризисные периоды стабильное состояние в коммерческой авиации сохраняют именно крупные авиапредприятия. Они справляются с этой задачей?

    В основном справляются. В них менеджмент может профессионально перераспределять ресурсы и парк воздушных судов. Однако стабильное состояние авиакомпаний во многом зависит и от собственников авиакомпаний, от их финансовой политики.

    По итогам прошлого года можно констатировать, что ряд авиакомпаний ("Трансаэро", "ЮТэйр", "Уральские авиалинии", "Якутия") проводили осторожную, взвешенную финансовую политику и не имеют больших задолженностей. На совещаниях в Росавиации мы неоднократно обращали внимание руководителей на необходимость приложить все силы, чтобы обеспечить операционную деятельность, сохранить дееспособность компании и переходить к методам антикризисного управления.

    Для этого нужны кадры высокой квалификации. А они в дефиците.

    В декабре прошлого года на коллегии Росавиации мы скорректировали решение кадровой проблемы, сделав упор на совершенствование системы подготовки кадров гражданской авиации на период до 2015 года. Нам предстоит большая организационная работа в учебных заведениях. Уже сейчас в Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Ульяновское высшее авиационное училище, Бугурусланское, Сасовское,Краснокутское летные училища гражданской авиации поступают современные тренажеры и новые учебные воздушные суда. На данный момент прорабатывается вопрос об увеличении приема курсантов на летные специальности в 2009 году до 700-750 человек (рост в 1,5 раза по сравнению с 2008 годом) с последующим увеличением набора с 2010 года до 1000 человек. Выпуск пилотов в 2008 году составил 272 человека, в 2009 году планируется выпустить 320 человек.

    Но возникла другая проблема. Из-за модернизации парка кадровые пилоты теряют рабочие места. С начала 2009 года зафиксировано снижение численности летного персонала приблизительно на 3,2%. Мы сейчас проводим комплексные меры для их трудоустройства: переучиваем для работы на современных самолетах, устраиваем в другие авиакомпании и аэропорты.

    С 15 мая по 15 сентября в этом году начнутся льготные полеты для жителей Дальнего Востока в Центральную Россию и Сочи. Авиакомпании готовы к этой работе?

    Правительство уже утвердило правила предоставления субсидий авиаперевозчикам при перевозке дальневосточников - граждан России до 23 лет включительно и старше 60 лет. В Росавиацию с заявлениями о готовности участвовать в этой программе обратились семь авиакомпаний. Эти перевозчики уже имели опыт выполнения рейсов по данным маршрутам, у них есть соответствующий подготовленный парк воздушных судов. В конце марта агентство заключило договоры о предоставлении субсидий с "Аэрофлотом", "Трансаэро", ГТК "Россия", "Сибирь", "Якутия" и "Мирнинским АП". С 1 апреля все они начали продажу билетов по спецтарифу. А он, напомню, составляет 30% от реальной цены. Дети до 2 лет летят бесплатно, а до 12 лет - со скидкой в 25%.

    В течение месяца после того, как компании предоставят нам отчет о льготных полетах, мы должны перечислить им деньги. На реализацию этой социальной программы в 2009 году выделено 1,7 миллиарда рублей. Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Росавиации.Мы будем пользоваться своим правом и проводить проверки, как авиаперевозчики соблюдают установленные правила о субсидировании льготных пассажирских авиаперевозок.

    Кто летает по расписанию?

    Росавиация провела анализ задержек российскими авиаперевозчиками регулярных и чартерных рейсов в 2008 году. За основу взяты данных Центра производственно-диспетчерских услуг гражданской авиации "Аэротранс" и Центра расписания и тарифов Транспортной клиринговой палаты.

    В список авиакомпаний, допустивших максимальное количество задержек, попали шесть авиперевозчиков: "Алроса Авиа", "Московия", "Авиалинии Дагестана", "Ред Вингз", "Вим-Авиа" и "Якутия". Регулярность выполнения рейсов у них составляет менее 90% от общего числа рейсов. Максимальное число задержек допустила "Алроса Авиа": из 166 выполненных рейсов 66 было задержано на 2 и более часов. Основными причинами задержек со стороны авиакомпаний стали: неисправность воздушного судна, отсутствие резервного самолета и решение руководства авиакомпании.

    Но есть в Росавиации и другой список, в котором компании, выполнившие международные и региональные перевозки с минимальными задержками. Их одиннадцать. Это "Аэрофлот - Российские авиалинии", "Сибирь", "Россия", "Ютэйр", "Аэрофлот-Норд", "Аэрофлот-Дон", "Авиационные линии Кубани", "Ямал", "Татарстан", "Ютэйр-Экспресс" и "Саратовские авиалинии".

    Для сокращения числа задержек, а также предотвращения сбойных ситуаций при формировании регулярных и чартерных полетов Росавиация теперь дополнительно требует от авиаперевозчиков представлять, во-первых, скорректированные программы с графиком оборота и резервирования воздушных судов. Во-вторых, порядок действий в сбойной ситуации с указанием ответственных лиц и привлекаемых дежурных средств.

    Кроме того, в заявках на допуск к выполнению международных чартерных программ учитывается объем полетов, выполняемых авиакомпаниями по регулярному расписанию

    Поделиться