16.04.2009 02:00
    Поделиться

    В Севастополе и Витебске почтили память подводников, погибших на "Комсомольце"

    В Севастополе и Витебске чтут память подводников, погибших на "Комсомольце"

    На минувшей неделе во многих семьях, прямо или косвенно связанных с военным флотом, поминали погибших на подводной лодке "Комсомолец" 7 апреля 1989 года. Это происходило в Санкт-Петербурге и Таллине, Севастополе и сухопутном Витебске. Трагедия, разыгравшаяся двадцать лет назад в Норвежском море и получившая большой общественный резонанс, в каком-то смысле стала предвестницей тех политических потрясений, что еще предстояло пережить гражданам некогда единой страны. За два десятилетия жизнь разбросала людей, что жили в одном военном городке в Заполярье, и успела навести государственные границы между теми, кто получал когда-то письма с одним обратным адресом.

    - Мне очень хотелось побывать в том месте, где служит брат, - признается сестра Анатолия Испенкова Зинаида. - А он все отшучивался: "Да что у нас смотреть - только снег и сопки..." Но всегда приезжал с подарками. Пусть скромными, но зато никого не забывал. И поздравления слал к каждому празднику...

    В последний раз Анатолий заехал к родным на Витебщину в декабре 1988-го. Был проездом и потому один - жена и сын-первоклассник оставались в Западной Лице. В те годы этот флотский гарнизон у самой границы с Норвегией бурно развивался и даже претендовал на право называться столицей советского подплава. Здесь базировалась 1-я Краснознаменная флотилия АПЛ Северного флота. Сюда были приписаны шесть из шести самых больших в мире подводных ракетоносцев. Вместе с ними тут несли службу экипажи многоцелевых подводных лодок и атомных субмарин с крылатыми ракетами. Не удивительно, что именно сюда была направлена единственная в своем роде глубоководная К-278, способная погружаться на 1000 метров. Анатолий Испенков служил в экипаже, которым командовал капитан 1 ранга Юрий Зеленский. Вместе с этим экипажем в августе 1985 года ходил на рекордное погружение, выполнял другие задачи по плану опытной эксплуатации уникального корабля.

    - Мы ждали его в отпуск - Толя с братьями собирался дом ремонтировать, а вместо этого письмо: ухожу в море. Как мне потом объяснили, не хватало специалистов во втором экипаже, и сына прикомандировали на этот поход...

    Лидии Петровне Испенковой исполнилось семьдесят восемь, но она вместе с дочерью и средним сыном Сергеем приехала в Санкт-Петербург, чтобы в день памяти быть рядом с теми, кого сплотила общая беда. К белорусской родне присоединился и сын Анатолия Испенкова, прилетевший из Севастополя.

    Константин учился в первом классе, когда погиб отец. Сейчас ему 27, живет с матерью в том самом городе, где когда-то познакомились его родители.

    - В Севастополе Толя заканчивал военно-морское училище, - глаза у Лидии Петровны теплеют. - О том, что у сына есть невеста и что она готова ехать с ним на Север, я узнала перед выпуском. Говорю: "Сыну, есть же и свои хорошие девочки". А он в ответ: "Мама, надо народ роднить..."

    Анатолий был старшим в семье Испенковых. За ним подрастали еще трое детей - Сергей, Зинаида и Геннадий. Жили в деревне Хвостово Шумилинского района, родители работали в колхозе. В 1974 году, когда Анатолий учился еще в девятом классе, а младшему Геннадию едва исполнилось пять лет, случилось несчастье с их отцом Матвеем Испенковым - попал в аварию и вскоре умер. Братья Лидии Петровны помогли семье перебраться на центральную усадьбу колхоза им. Суворова, туда же перевезли их дом. Чего стоило матери поднять на ноги четверых детей, известно только ей. Но она не жалуется, а вспоминает, как маленький Гена просил ее: "Ты только нас никуда не отдавай, мы все будем робить сами..."

    Старший брат окончил десятилетку и поступил в военно-морское училище. Младшие на него равнялись и всегда с нетерпением ждали его приездов. А когда с "Комсомольцем" случилась беда, упреков никому не высказывали. Лишь пытались доподлинно узнать, как и почему затонул корабль, о котором всегда с гордостью говорил Анатолий.

    Командир электротехнического дивизиона капитан 3 ранга Анатолий Испенков, прикомандированный на тот поход к экипажу Евгения Ванина, погиб в буквальном смысле на боевом посту - у работающего дизель-генератора. Он до последней минуты обеспечивал электричеством и светом аварийную подлодку, не получил приказа на оставление корабля и обрел свою могилу в его прочном корпусе на дне Норвежского моря.

    Как и все погибшие на "Комсомольце", Анатолий Испенков посмертно награжден орденом Красного Знамени. Центральная улица в селе, где теперь живут его близкие, названа его именем. В Шумилинском районном музее есть посвященная ему экспозиция, помнят о своем земляке и в школе, которую он окончил. А друг его детства Анатолий Коваленко, с которым сидел за одной партой, организовал в Витебске ежегодный турнир по вольной борьбе в память о погибших на "Комсомольце". На церемонию открытия и награждение обязательно приглашают родных Анатолия Испенкова.

    Так получилось, что беда одной белорусской семьи объединила многих, кто в разные годы был связан со службой во флоте. По словам Сергея Испенкова, в день гибели "Комсомольца" в Шумилино со всей округи съезжаются бывшие военные моряки, их дети и близкие, чтобы воздать должное мужеству тех, кто не дрогнул в минуту опасности и пожертвовал собой, спасая жизни других.

    ...Моряки-подводники в большинстве своем народ несуеверный. Но вторую неделю апреля у них есть основание считать самой рискованной для тех, кто вышел в море на боевую службу. 12 апреля 1970 года в центральной Атлантике во время учений "Океан" из-за возникшего пожара погибли атомная подводная лодка К-8 и 52 члена ее экипажа, включая командира капитана 2 ранга Всеволода Бессонова. Это была первая безвозвратная потеря среди атомных субмарин, построенных в СССР.

    А 7 апреля 1989 года у острова Медвежий в Норвежском море терпит катастрофу глубоководная АПЛ "Комсомолец". Погибли при борьбе с пожаром, ушли на дно вместе с кораблем и умерли от переохлаждения 42 моряка из ее экипажа, включая командира лодки капитана 1 ранга Евгения Ванина. В этот трагический день в Николо-Богоявленском морском соборе и на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге собрались матери, вдовы, дети, утратившие близких, пришли оставшиеся в живых члены экипажа, представители Ленинградской военно-морской базы, курсанты военно-морских училищ и, конечно, ветераны подплава. Чтобы отдать дань уважения морякам, погибшим при катастрофе АПЛ "Комсомолец", в Санкт-Петербург приехал официальный представитель американского военно-морского атташе в Москве капитан 2 ранга Роберт Кеттле.

    Поделиться