14.04.2009 01:00
    Поделиться

    В условиях кризиса резко выросло число нарушений прав потребителей в сфере финансовых услуг

    Кризис - это не только спад производства и безработица, это еще и некая сумятица в обществе, которой умело пользуются мошенники и недобросовестные производители товаров и услуг, дескать, кризис спишет все. По данным опроса Союза потребителей России, в прошлом году с нарушениями прав потребителей столкнулись 83 процента россиян.

    Резко увеличилось количество жалоб от покупателей на некачественные продовольственные товары. Некачественные продукты стали причиной роста числа заболеваний, связанных с пищевыми отравителями (их число выросло на 52 процента). Ужасает то, что такая тенденция стала повсеместной: некачественные продукты продают и в столицах, и в маленьких провинциальных городах.

    Продавцы идут на разные уловки, чтобы продать товар, на который нет спроса. К примеру, они наклеивают на залежавшиеся продукты этикетки с новым сроком годности, откровенно соскабливают с колбас и сыров верхний слой гнили и слизи и отправляют товар на прилавок. Замороженные продукты (мясо, рыбу) щедро поливают водой и замораживают все это, чтобы добиться рекордного привеса мороженого продукта, а значит, получить пусть небольшую, но прибыль. Кроме того, в последнее время нередки случаи, когда в упаковку из-под более дорогих продуктов помещают дешевые и менее качественные. Чаще всего это случается с крупами, мукой, макаронами, чаем и кофе. Эти продукты очень легко подменить, так как, чтобы распознать их качество, надо быть настоящим гурманом или хотя бы профессиональным товароведом.

    По результатам опроса наиболее массовые нарушения по-прежнему приходятся на сферу торговли, тут и продажа некачественного товара, обсчет и обвес, и быстро завоевавшие место на рынке фальшивки. С переменным успехом борьбу с фальсификатом ведет милиция. Однако, как считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, только карательными мерами рынок не очистить. Увеличение штрафов приводит лишь к росту объемов взяток, что пагубно сказывается опять же на потребителе. Более действенной мерой будет двойной контроль, когда законом за торговыми работниками будет закреплено обязательство не принимать на реализацию фальшивый товар и сигнализировать в органы о тех, кто его предлагает.

    В сфере услуг более всего нареканий вызывает низкое качество услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве и медицине. При этом во время кризиса в первую очередь заметно выросло число нарушений в сфере финансовых услуг. Эксперты Союза потребителей отмечают также, что россияне стараются не давать себя в обиду. Доля лиц, которые решились бороться за свои нарушенные потребительские права, выросла за прошедший год и составила 63 процента.

    Повысилась и результативность борьбы за права потребителей. Так, по сравнению с предшествующим годом почти на 3 процента выросла доля респондентов, которым удалось добиться положительного результата при отстаивании своих прав. Таких стало 62 процента, то есть в пять раз больше, чем тех, кто потерпел неудачу в своих попытках восстановить свои права.

    К числу проблем, которые требуют первостепенного решения, относятся высокие цены и тарифы. С начала 2009 года регулируемые государством тарифы выросли в среднем не менее чем на четверть, тогда как индекс потребительских цен, предусмотренный в федеральном бюджете на весь год, почти в два раза ниже. По росту цен лидируют платные медицина и образование, обслуживание в ресторанах и кафе, авиа- и железнодорожные перевозки, билеты в театры, на концерты, в кино, услуги парикмахерских, коммунальных служб, туризма и отдыха.

    Низкое качество товаров и услуг также является бичом потребителей. В первую очередь это относится к обслуживанию в столовых, больницах и поликлиниках, услугам ЖКХ, по ремонту бытовой техники. Многие потребители отмечают большие потери времени - люди тратят его в очередях в Сбербанке и других финансовых учреждениях, поликлиниках и на почте. Отмечается также недостаточная безопасность на транспорте, в столовых и в сфере туризма.