14.04.2009 17:00
    Поделиться

    Накануне вручения "Золотой Маски": кому и за что

    К своему юбилею "Маска" подготовила такую афишу, о которой без восхищения говорить трудно. Четыре внеконкурсные программы - "Мариинский театр в Москве", "Легендарные спектакли ХХ века", "Маска Плюс" и "Russian Case" - это 25 гастролей вне конкурса. Но кроме них - 48 конкурсных спектаклей. И это - в разгар кризиса, который заставил сократить программу на треть. В Москву привезли спектакли великих хореографов и танцовщиков - Сильви Гиллем (ее магический танец стал для московской публики настоящим шоком), Иржи Килиана и Уильяма Форсайта. А также - драматический спектакль Алвиса Херманиса "Латышская любовь", который укрепил огромную любовь к нему москвичей. Только эти проекты уже сделали нынешнюю, юбилейную "Маску" событием экстраординарным.

    За 15 лет жизни "Маска" из границ московской премии вышла на просторы мирового театра. Она уже не хочет зависеть от случайностей конкурса, от неудачных сезонов (в нынешнем году конкурсная программа в драме - далеко не самая интересная). Ей подавай самые крупные имена и события. Но и рисковать она уже не боится, приглашая в свою программу то, что не вошло по каким-то причинам в конкурсы прошлых лет, или создано в маленьких независимых пространствах на свой страх и риск. Более 70 гостей из-за рубежа приехали в этом году посмотреть на срез современного российского театра. Взглянув на это театральное море глазами американца или француженки, придется признать: такого разно- и своеобразия в рамках одной фестивальной программы нет сейчас нигде в мире.

    Генеральный директор "Маски" Мария Ревякина в интервью нашей газете, отвечая на вопрос, как такая огромная программа смогла осуществиться в этом году, сказала: "Наши партнеры видят, какие спектакли мы привозим, как мы помогаем провинции, какие проекты проводим. Поэтому они нас не оставили и поддержали всю программу "Маски".

    "Маска" подходит к концу: 18 апреля в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко объявят победителей. В полдень, скромно и деловито. А главное юбилейное торжество состоится вечером. Вместо привычной и всегда бурно критикуемой церемонии награждения на сцене представят новое оперное сочинение. "Золотое" - так называется этот опус, созданный композитором Александром Маноцковым и режиссерами Андреем Могучим и Дмитрием Крымовым в честь 15-летия "Маски".  Пока же мы поделимся с вами несколькими впечатлениями о драматических спектаклях нынешней "Маски".  

    Маска Плюс

    В рамках этой внеконкурсной программы как никогда много театров российской провинции. Тревожные настроения, конечно, витают и здесь. Но разнообразие, самобытность и интенсивность творческой жизни в городах России произвела едва ли не самое сильное впечатление как на московскую публику, так и на гостей фестиваля, приехавших из-за рубежа.

    "Черный тополь", созданный по мотивам романа Черкасова и Москвитиной Алексеем Песеговым в Минусинском театре, шел на сцене Московского ТЮЗа два дня. Этот огромный эпический формат сегодня уже мало кому под силу. Пожалуй, после додинских "Братьев и сестер" еще никому не удавалось соединить историческое, лирическое и эпическое время в таком напряженном единстве. За исключением разве только Алексея Бородина, с его девятичасовым "Берегом Утопии" по пьесе Тома Стоппарда, рассказывающей об истории русского либерализма(пожалуй, именно этот спектакль РАМТа ярче всех претендует на первенство в "большой форме" нынешнего фестиваля).

    Алексей Песегов более 30 лет создает в Минусинске театр, вызывающий неизменный к себе интерес. Его спектакли трижды становились номинантами премии "Золотая Маска": "Чайка" в 1998, "Циники" в 2000, "Наваждение Катерины" в 2004. "Циники" были награждены Специальной Премией Жюри.

    Russian Case

    Или "Русский случай" - так называется специальная программа "Маски", составленная специально для иностранных продюсеров и журналистов. В ней рядом с самым модным московским спектаклем этого сезона "Рассказы Шукшина" Алвиса Херманиса можно увидеть "Ленинградку" из театра "КУБ" (Санкт-Петербург) о войне, где куклы соседствуют с кино, современную версию древнего якутского эпоса Олонхо "Милосердный богатырь", придуманную Еленой Ивановой-Гримм в Якутском ТЮЗе, или "Максар. Степь в крови" Бурятского театра драмы по мотивам трагедии "Макбет". Этот спектакль придумал Олег Юмов, ученик Сергея Женовача. Учитель представлен в данной программе спектаклем "Битва жизни" своей Студии театрального искусства (это номинант конкурса и, вероятно, основной претендент на "Маску" в "малой форме").

    Ну, а самый изысканный, на мой взгляд, спектакль это программы - "Третья смена" режиссера Филиппа Григоряна и Театра им. Йозефа Бойса, который играют в Москве, в помещении бывшей бумажной фабрики "Октябрь". Автор пьесы, минчанин Павел Пряжко, живущий в Минске, в последние два сезона стал самым востребованным драматургом "новой волны". Странные свойства его пьес трудно определимы, но явно притягательны для тех, кто ищет новые языки в театре. Пользующийся диким и темным языком улиц Пряжко превращает его в предмет философской рефлексии и поэтического ритма. Он разоблачает романтический миф о счастливом детстве, а Филипп Григорян изобретает для этого парадоксальную и эстетскую форму глумливой мистерии.  

    конкурс

    В "Маске" сделали все, чтобы "отвлечь" внимание фестивальной публики от конкурсной программы. И все же главная интрига фестиваля - это решение Жюри, которое возглавляет ректор Щепкинского училища Борис Любимов. Им придется выбирать между спектаклями выдающегося польского режиссера Кристиана Люпы "Чайка" в Александринском театре (Петербург), "Бесприданницей" Петра Фоменко, "Бесплодными усилиями любви" Льва Додина, "Женитьбой" Валерия Фокина и "хитом" прошлого сезона - девятичасовой фреской "Берег Утопии". А кроме них - БДТ с "Дядюшкиным сном", "Войцек" Алтайского театра драмы (Барнаул), "Полковник-птица" из Самары, "Чайкой" Олега Рыбкина из Красноярска и бурятским "Максаром".

    Рискну предположить, что решающим окажется уникальность проекта "Берег Утопии". Три спектакля по три часа с двумя большими перерывами Том Стоппард и Алексей Бородин шаг за шагом приучают юную публику Российского молодежного театра к созерцанию и соучастию в напряженной интеллектуальной полемике XIX века. И заодно отечественный театр и самих себя - к культуре философской пьесы-параболы, пьесы-диспута, в которой важны не только герои с их судьбами и отношениями, но и их мысли.

    Поделиться