08.04.2009 04:00
    Поделиться

    Министр энергетики Сергей Шматко: "Лампочки Ильича" уйдут в прошлое

    Программа энергосбережения поможет бороться с преступностью

    Министерство энергетики было образовано меньше года назад. От отраслей, которые курирует минэнерго, сегодня зависит не только текущее пополнение бюджета, но и обеспечение перехода всей экономики на новый инновационный путь развития.

    Какие приоритеты наметило для себя министерство в развитии энергоэффективных технологий и энергосбережении, в интервью "Российской газете" рассказал министр энергетики России Сергей Шматко.

    - Сергей Иванович, почему именно сегодня направление энергосбережения и энергоэффективности приобрело такую актуальность?

    В принципе об эффективном использовании энергоресурсов в нашей стране говорят уже несколько десятилетий. По прогнозам специалистов, в целом, несмотря на экономический кризис, мировой спрос на энергию имеет тенденцию к росту. Если такая динамика сохранится, то к 2030 году человечеству потребуется на 40-50 процентов больше энергии, чем сейчас. Как удовлетворить рост потребностей в энергетических ресурсах? Есть несколько способов. Но один из самых эффективных путей - внедрение энергосберегающих технологий.

    В настоящее время ситуация на мировых энергетических рынках не самая лучшая, но любой кризис рано или поздно проходит. Экономический рост в России, который неизбежно начнется в послекризисный период, повлечет за собой существенное увеличение спроса на энергетические ресурсы внутри страны, а необходимость наполнения бюджета потребует развития экспорта энергоресурсов. И мы должны быть к этому готовы. Поэтому решение задач энергосбережения и энергоэффективности является сегодня одним из основных приоритетов правительства Российской Федерации и ключевым элементом деятельности Минэнерго России.

    Замечу, кстати, что первое распоряжение правительства России, подписанное Владимиром Путиным в 2009 году, напрямую касается государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики.

    - То есть дело не только в кризисе, но и в нашем дальнейшем развитии?

    Несомненно. В реализации политики энергосбережения серьезные резервы для экономии. Сегодня энергоемкость российской промышленной продукции в несколько раз выше, чем в развитых странах мира. Из-за различных потерь энергоресурсов, низкого КПД оборудования Россия ежегодно теряет миллиарды рублей.

    Задача, поставленная перед нами, сформулирована очень четко - к 2020 году энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации по сравнению с 2007 годом должна быть снижена не менее чем на 40 процентов. Только так можно обеспечить рациональное и эффективное использование энергетических ресурсов в современных условиях. Принятие закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", который находится сейчас на доработке перед вторым чтением в Госдуме, позволит придать этой работе системный характер. Благодаря актуализированному законодательству по энергоэффективности мы сможем оперативнее решать вопросы нормирования энергопотребления и более системно реализовывать политику энергосбережения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

    - Предусмотрена ли министерством поддержка городского ЖКХ - самой уязвимой сферы для энергетиков?

    Мы сейчас как раз работаем над государственной программой энергосбережения, основу которой составят типовые энергоэффективные инновационные проекты, прежде всего в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

    По показателю освещенности на душу населения Россия отстает от развитых европейских стран более чем в два раза. В то же время расходы на электроэнергию значительны. Почему? Потому что до сих пор подавляющая часть населения России пользуется "лампочками Ильича" - допотопными лампами накаливания - неэффективными и затратными. Когда будет принят закон об энергосбережении, лампы накаливания уйдут в прошлое. Широкое внедрение современных осветительных приборов, оборудования и технологий позволит достичь значительной экономии энергии. И, кстати, что не менее важно - оказать существенное влияние на снижение уровня преступности в городах. У нас не должно быть улиц с "погасшими фонарями".

    Другие направления работы - рациональное и эффективное использование энергоресурсов в промышленности, внедрение нового и модернизация существующего оборудования, эффективное использование попутного нефтяного газа. Продвинув решение этих задач, можно обеспечить уровень энергосбережения к 2015 году в 30 процентов, а к 2020 этот показатель может увеличиться.

    Европа уже несколько десятилетий постепенно разрабатывает и внедряет энергосберегающие технологии. Наверняка можно учесть их наработки?

    У нас налажен взаимовыгодный диалог по энергоэффективности с Евросоюзом. Подписан ряд рамочных соглашений в этой сфере, в частности, с Голландией и Францией. Также активно развивается сотрудничество с Германией.

    Опыт немецких коллег в сфере энергосбережения и энергоэффективности для нас крайне важен, поэтому в настоящее время мы совместно прорабатываем вопрос организации российско-немецкого энергетического агентства. Мы ожидаем, что это агентство будет способствовать расширению наших экономических связей, созданию прочной международной кооперации участников энергетического рынка.

    В июле 2007 года российско-германской рабочей группой по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов была образована подгруппа по энергоэффективности. Она координирует наше сотрудничество в этой сфере. В рамках подгруппы рассматривается совместная реализация проектов по нескольким направлениям. Во-первых, это создание нормативных, правовых и экономических условий для повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии в России. Во-вторых, разработка и реализация российско-германской обучающей и образовательной программы. В-третьих, модернизация энергетической инфраструктуры и улучшение экологической ситуации в регионах России на основе энергоэффективного оборудования и технологий.

    - С каких регионов планируете начинать?

    Прежде всего с тех, которые наиболее готовы к реализации потенциала энергосбережения. Это Республика Татарстан, Нижегородская, Свердловская, Калининградская области и ряд других.

    Кстати замечу, что перевод российско-германского диалога по энергоэффективности в практическую плоскость может стать существенным фактором преодоления экономического кризиса и ускоренного развития экономики в послекризисный период. И в первую очередь за счет применения энергоэффективных технологий, создающих новые рабочие места и повышающих конкурентоспособность выпускаемой продукции.

    В прессе широко освещалось подписание соглашения между администрацией Свердловской области и мэрией Екатеринбурга и руководством германской компании "Сименс". Его цель - сделать Екатеринбург городом высокой энергоэффективности. Можно об этом рассказать поподробнее?

    Минэнерго с самого начала поддержало этот перспективный проект. 2 февраля 2009 года в Москве было подписано четырехстороннее соглашение о взаимодействии между Министерством энергетики РФ, правительством Свердловской области, администрацией Екатеринбурга и компанией "Сименс" в сфере исследований и внедрения энергосберегающих технологий и оборудования в регионе.

    После подведения итогов исследовательских работ будут сформулированы рекомендации по использованию современных энергосберегающих материалов и технологий, сокращению негативного воздействия на окружающую среду, а также рекомендации по обмену информацией и подготовки специалистов.

    В результате руководство города будет иметь анализ имеющейся ситуации и получит план действий по энергетической эффективности, в который войдут предложения по долгосрочной концепции и конкретным мерам энергосбережения в Екатеринбурге. По нашему мнению, такие проекты должны составить основу взаимовыгодного сотрудничества в сфере энергоэффективности.

    Минэнерго нет еще и года. А этап становления самый напряженный. Говорят, вы спите по 3-4 часа в сутки. На отдых время остается?

    Да, согласен, нагрузка достаточно большая, но и работа очень интересная. Когда точно понимаешь, куда нужно идти, что нужно делать, это очень сильно помогает. Во-всяком случае, когда цели ясны и рядом профессиональная команда, работается с вдохновением. И когда я для себя решу, что хотя бы часть целей, которые я сам себе поставил, выполнены, то тогда и подумаю об отпуске. А сейчас отдыхать некогда.

    - И какие основные задачи вы ставите перед собой как министр энергетики?

    Прежде всего необходимо продолжать эффективную и результативную работу министерства. Кроме того, считаю необходимым в министерстве создать такой режим работы, когда мы сможем действовать в постоянно меняющихся условиях и достаточно оперативно реагировать на любые изменения и вызовы. Это потребует более содержательного подхода к деятельности многих наших специалистов, к чему мы вполне готовы. У минэнерго много инициатив, связанных со стратегическим, долгосрочным развитием топливно-энерге-тического комплекса страны и в основе их - внедрение энергоэффективных технологий, оптимизация структуры ТЭК и многое другое. Пора разработать и принять закон о нефти. У нас почти 40 процентов доходов в бюджет страны поступает от деятельности нефтяной отрасли, а закона, регламентирующего все нюансы этой отрасли, нет. Поэтому тщательно продуманный закон о нефти просто необходим. Кроме того, важно преодолеть проблемы, имеющиеся в угольной отрасли.

    Досье

    Сергей Иванович Шматко родился 26 сентября 1966 года в Ставрополе.

    Служил в армии - в соединении атомных подводных лодок на Северном флоте.

    В 1983-1990 годах учился на математико-механическом факультете, затем факультете политэкономии Уральского госуниверситета (Свердловск), а в 1990-1992 годах - на факультете экономики университета г. Марбурга (ФРГ). В 2004 году окончил Высшие академические курсы Военной академии Генштаба ВС РФ по специальности "оборона и обеспечение безопасности Российской Федерации".

    С 1992 года работал аудитором в BDO Binder (Франкфурт-на-Майне), директором RFI GmbH - Общества по консультированию по инвестициям в Россию, официального представителя РФФИ в Евросоюзе, научным сотрудником Института проблем инвестирования, возглавлял управление внешних связей Всероссийского банка развития регионов. В 1997-1999 годах - руководитель аналитического центра экономической стратегии "Росэнергоатома". В 1999-2001 годах - советник гендиректора ВНИИАЭС по экономической стратегии. В 2002-2005 годах - председатель Государственного фонда конверсии.

    С июня 2005 года - президент ЗАО "Атомстройэкспорт", с января 2008 года - заместитель директора ОАО "Атомэнергопром" (совмещал две должности). Кандидат наук.

    Авторитетно

    Сергей Миронов, председатель Совета Федерации РФ:

    - С целью повышения экологичности и конкурентоспособности экономики России к 2020 году намечается снизить энергоемкость производств не менее чем на 40 процентов.

    Между тем

    Один доллар, вложенный в эффективное использование электричества, по подсчетам IEA, позволяет сэкономить до двух долларов инвестиций в производство электроэнергии. Такие вложения окупаются до восьми лет. В странах с переходной экономикой (в их число можно внести и Россию) срок окупаемости может быть еще короче

    Справка

    В 6-8 раз больше энергии тратится в России на отопление одного квадратного метра жилья, чем в развитых странах. До 40-50 процентов подаваемого в дома тепла теряется через оконные, дверные проемы и наружные ограждения зданий.

    Только своевременное утепление окон позволяет получить годовую экономию около 2 тысяч киловатт-часов на одну двухкомнатную квартиру. При этом затраты семьи будут в три раза ниже, чем расходы на электричество при эксплуатации электрообогревателя.

    Почти в пять раз стоимость электроэнергии, потребляемой ежегодно средним двигателем в российской промышленности, превосходит его собственную стоимость.

    Поделиться