07.04.2009 03:00
    Поделиться

    Экономисты: Еще один кризисный пик вероятен в середине года

    Глава минфина Алексей Кудрин дважды за последнее время озадачил финансовое сообщество. Сначала прогнозом о второй волне финансового кризиса, подкатившей к самому порогу, а затем догадкой о том, что коммерческие банки здорово лукавят, занижая в отчетах долю просроченной задолженности. "В сущности, это предупреждение, отчетливый сигнал: надо что-то делать, чтобы не увязнуть в болоте", - считает старший эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев, которого "Российская бизнес-газета" попросила прокомментировать заявления министра.

    - Тут сразу не мешало бы уточнить, что подразумевал министр под предметом счета. Есть просроченная задолженность как таковая, а есть еще так называемые необслуживаемые ссуды. В первом случае учитывается только доля кредита, срок погашения которого уже истек. Во втором - все тело долга спустя 90 дней после назначенного дня возврата первого транша. О чем идет речь - только о первом или о том и другом вместе, - из заявления Кудрина до конца неясно, и никто, дебатируя, выяснить этого не пытается. Если говорить о просрочке, то она по мировым меркам пока некритична - по официальным отчетам на 1 марта 2009 года без Сбербанка, 4,1 процента. Но, во-первых, даже по статданным наблюдается ее стремительный рост - на 20-25 процентов ежемесячно. Во-вторых, на самом деле темпы могут быть еще выше. Не случайно Кудрин на коллегии минэкономразвития заявил, что отчетам коммерческих банков не верит и считает, что показатель в 10 процентов, запланированный на конец 2009 года, банками уже достигнут.

    - Кредитные учреждения приукрашивают действительность? Зачем?

    - Чтобы не пугать проверяющих, своих клиентов. Судя по всему, строже с кредитами банки не стали. Немалая часть их изначально не подлежит возврату и через хитроумные матрешечные схемы - одна организация, другая, третья - выдается близким руководству банка лицам... У надзорных органов в ходу даже специальный термин, обозначающий такие транзитные структуры, - "прокладка". Сотрудники Агентства по страхованию вкладов (АСВ) утверждают, что, проверяя банки, в последнее время не встретили ни одного "безпрокладочного". Часть долгов следует через такие "прокладки", как курьерский поезд в неизвестном направлении, который обратно, скорее всего, никогда не вернется. Нельзя сказать, что ничего подобного не было прежде, но кризис заметно активизировал движение в этом направлении.

    - Так что 10 процентов, о которых говорит Кудрин, похожи на правду?

    - Похожи. Во всяком случае, с экспертными оценками они сильно не расходятся.

    - Когда же наконец российские банки перестанут быть черным ящиком?

    - В Восточной Европе, куда пришли банки с Запада, такие вещи происходят реже. Мы пока больше рассматриваем западников как конкурентов и ничему, по сути, у них не учимся.

    Нужно менять законодательство - повышать ответственность собственников за доведение кредитных структур до банкротства и за сами банкротства. Необходим механизм принуждения собственников к сотрудничеству с надзорными органами в процессе банкротства и санации банка. Такой закон АСВ сейчас разрабатывает, и было бы в высшей степени уместно в период кризиса его принять.

    -Так ждать нам второй кризисной волны или пронесет?

    - По экспертным оценкам, еще один кризисный пик весьма вероятен. Когда? Где-то в середине года, когда значительное количество банков, в том числе крупных, вплотную приблизится к предельному показателю по нормативу достаточности капитала в 10 процентов.

    - На недавней Всероссийской банковской конференции, чуя недоброе, его участники предложили снизить этот показатель до 8 процентов. На ваш взгляд, ЦБ мог бы пойти на такой шаг?

    - Сейчас здесь картина такая: если не брать в расчет госбанки, то средний показатель по кредитной системе чуть ниже 14 процентов. Но уже к концу второго квартала несколько крупных частных, в том числе системообразующих банков, не получив подкрепления от собственников, съедут к 10 процентам, а там уже ими займется ЦБ, что радости им, конечно, не доставит. Раз просрочка растет, то основная масса тоже будет дрейфовать в этом направлении.

    Сокращение с 10 процентов до 8 в какой-то мере ослабит вожжи. Более того, согласно рекомендациям Базельского комитета, показатель достаточности должен быть как раз не ниже 8 процентов. Россия ввела у себя более жесткую норму - 10 процентов - не в последнюю очередь ввиду особенностей отчетотворчества отечественных банкиров. Так что формальные основания настаивать на пересмотре главного показателя надежности у наших финансистов есть. Но состояться он может, думаю, в одном случае - только в обмен на цивилизованную нелукавую отчетность.

    Поделиться