01.04.2009 23:00
    Поделиться

    Замминистра обороны Николай Панков объяснил, почему высшие чины Минобороны переходят на госслужбу

    Вчера корреспондент "РГ" из первых рук - от статс-секретаря минобороны Николая Панкова - узнал, чем вызван перевод четырех высших чинов Вооруженных сил в разряд госслужащих.

    Указы об увольнении с военной службы заместителей министра обороны Владимира Поповкина и Николая Панкова, а также начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Василия Смирнова и армейского кадровика Михаила Вожакина президент подписал три дня назад. Расставшись с погонами, генералы остались при своих постах и практически ничего не потеряли в заработке.

    - Когда я принимал решение, о материальной стороне не думал, - признался Панков. - Меня волновали совершенно иные вещи.

    Статс-секретарь прекрасно знает, какой "градус кипения" вызвало в войсках массовое сокращение офицерских должностей. Его буквально закидали письмами, где увольняемые возмущенно спрашивали, почему секвестр обходит стороной высшее командное звено минобороны? Хотя это не совсем справедливо - из 1107 генералов в Вооруженных силах оставляют 886, - эти обращения заставили Панкова задуматься о будущей судьбе и принять очень непростое решение расстаться с погонами. В конце прошлого года он сообщил о нем министру обороны.

    Выяснилось, что аналогичное желание высказал другой зам Анатолия Сердюкова, начальник вооружения Владимир Поповкин. По долгу службы он процентов 90 рабочего времени работает с директорами оборонных заводов, НИИ и КБ. Войсками напрямую не командует, а значит, быть при генеральских погонах не обязан. Что касается Смирнова и Вожакина, то они тоже уволились по собственной инициативе, предварительно посоветовавшись со своим руководством.

    Переодевание в штатское высокопоставленных генералов кое-кто поспешил связать с реформированием минобороны по американскому образцу. Мол, в России создают штатское министерство и военный Генштаб. Панков с этим категорически не согласен. "Что для них хорошо, то для нас смертельно. Тупо заимствовать чей-то опыт мы не будем", - заявил он. Общий подход к кадровым вопросам уже выработан, и его распространят на всю командную вертикаль Вооруженных сил. Должности, связанные с руководством подразделениями, управлением войсками и организацией боевой учебы, однозначно займут военные. А структуры обеспечения, в том числе Главное оргмобуправление Генштаба и кадровый главк, укомплектуют по смешанному принципу. То есть некоторые посты предоставят только офицерам, другие - военным или гражданскому персоналу. В штатных расписаниях эти "клетки" помечены звездочкой. Как объяснил Николай Панков, выбор будет зависеть от моральных и деловых качеств кандидата. Если он добросовестно служит, здоров, молод, то его никто не станет выпихивать в запас. А вот офицеры и генералы предпенсионного возраста встанут перед выбором - дослуживать до максимальных лет и надеяться, что президент или министр продлят на год-другой жизнь при погонах, или увольняться и еще долгие годы заниматься любимым делом.

    Статс-секретарь и главный вооруженец армии этот вопрос для себя решили. Что касается других заместителей министра, то выбор остается за ними и Анатолием Сердюковым. Понятно, что начальнику Генштаба Николаю Макарову и другому первому заму Александру Колмакову переодеться в штатское просто не позволят - их обязанности подразумевают нахождение на военной службе. Корреспондент "РГ" поинтересовался, как быть с начальником Тыла Вооруженных сил Дмитрием Булгаковым и главным военным квартирмейстером Владимиром Филипповым? Их ведомства выполняют в армии не боевые, а обеспечивающие функции. И по логике вещей, этим генералам тоже место среди госслужащих.

    - Вы забываете, что Тыл и служба расквартирования и обустройства имеют свои войска. В этом смысле они более "военные", чем, к примеру, ведомство Владимира Поповкина, - ответил Панков.

    Если в минобороны ситуация более или менее ясна, то работа над штатами главкоматов, штабов военных округов и флотов продолжается. Николай Панков не стал говорить обо всей армии, но по своей - кадровой - епархии высказался. Он считает, что руководить кадровыми органами в видах и родах войск могут и гражданские люди. Это не исключается на окружном уровне. А в звеньях ниже за такую работу должны отвечать офицеры. У статс-секретаря, между прочим, есть свой взгляд на подготовку офицерского корпуса России. По его словам, эта профессия была неоправданно "растиражирована" и из удела избранных превратилась в нечто массово-доступное. Нужно избавляться от такой "общинности" и возродить в командирах былой блеск.

    Вчера же Николай Панков высказался по поводу возможной отмены режима контртеррористической операции в Чечне. Журналистов интересовало, не отразится ли это на дополнительных выплатах офицерам и солдатам-контрактникам расквартированной в республике на постоянной основе 42-й мотострелковой дивизии?

    - Служба там особая, сопряженная с высокими рисками. Поэтому с корректировкой нормативно-правовой базы пребывания в Чечне наших военнослужащих мы спешить не будем, - заявил статс-секретарь минобороны.

    Поделиться