30.03.2009 17:00
    Поделиться

    Конкурсная программа "Золотой маски": что было, что будет

    Было

    27 марта, в Международный день театра, стартовала основная, конкурсная программа "Золотой Маски". Но ни одного конкурсного спектакля и в этот день показано не было. Его заполнили собой звезды первой величины - Алвис Херманис с нежным, полным юмора, горечи и любви спектакле "Латышская любовь", где ирония грациозно соседствует с ненавязчивым пафосом и еще менее навязчивым патриотизмом, и балет легендарного хореографа Иржи Киллиана Last Touсh First, созданном им для Нидерландского театра танца в 2003 году.

    Сама же конкурсная программа (старт которой был дан еще зимой оперными и балетными постановками Мариинки) начала потихоньку набирать обороты. В субботу и воскресенье участники фестиваля и зрители могли увидеть четыре московских номинанта в драматическом жанре. "Битва жизни" Диккенса, поставленная Сергеем Женовачом для нового здания "Студии театрального искусства", стала одним из самых стильных событий прошлого года. Он рассматривается в номинации "малой формы". "Берег утопии" по пьесе сэра Тома Стоппарда, поставленный в РАМТе Алексеем Бородиным - разумеется проходит по номинации "большой формы". Вернее - самой большой. Согласитесь, провести десять часов в театре, да еще и в компании Герцена, Огарева, Тургенева, размышлять с ними о свободе и ее границах, положенных в России - одно из самых экзотических времяпрепровождений. Когда сыграли премьеру, многие сомневались, найдется ли для этого марафона достаточно зрителей. И вот уже целый сезон спектакль идет при полных аншлагах, и его зрители - дети с родителями, просто школьники и студенты смотрят его с огромным вниманием. Значит, не такие уж дурная у нас молодежь, какой ее рисуют масс-медиа.

    Об этом же говорит еще один спектакль-номинант "Маски" - "Роберто Зукко" Камы Гинкаса в Московском ТЮЗе. Великая пьеса Бернар-Мари Кольтеса, ставшая главным текстом в европейском театре 80-90-х, до Москвы добралась впервые (был только спектакль Олега Рыбкина в новосибирском "Красном факеле"). И это уже подвиг. Гинкас попробовал освоить вещь, повлиявшую на нашу новейшую "новую драму". Его спектакль представлен в номинации "малой формы".

    Будет

    Прославленный кукольный режиссер Руслан Кудашев 30 и 31 марта покажет в Центре Мейерхольда спектакль Большого кукольного театра. Он посягнул на "святая святых" петербургской сцены - "Историю лошади", легендарный спектакль Товстоногова в БДТ. И, как всегда, сделал нечто захватывающее.

    Во вторник, 31 марта, наступит царство ритуала. Андрей Борисов, на волне возрождения якутского самосознания создававший национальный якутский эпический театр "Олонхо", предложил композитору Владимиру Кобекину написать оперу на основе рассказа классика якутской литературы Платона Ойунского "Александр Македонский". Теперь на ее основе Борисов продолжает утверждать свой ритуально-эпический театр. Эпический национальный театр представлен также молодым  режиссером из Бурятии, учеником Сергея Женовача Саяном Цыдыповым.  Он перенес сюжет шекспировского "Макбета" в бурят-монгольскую степь - с  национальными костюмами, боями на мечах и горловым пением. Но, говорят, этот восточный антураж оправлен в раму аскетичной и сдержанной европейской режиссуры. "Максар. Степь в крови" можно увидеть 13 апреля на сцене РАМТа.

    Из БДТ, только что отпраздновавшего свое 90-летие, привезут "Дядюшкин сон" - спектакль, в котором Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили по признанию многих, кто видел спектакль, играют не только своих персонажей, но и во многом - историю Большого драматического театра как историю целого царства с его величием и закатом.  

    В "большой форме" представлены также если не самые сильные, то, быть может, самые печальные и исповедальные творения больших мастеров отечественной сцены - спектакль Петра Фоменко "Бесприданница" с Полиной Агуреевой (31 марта), и "Бесплодные усилия любви" Льва Додина (их играют на сцене театра Фоменко 8 и 9 апреля). И там, и там их взгляд на мрачные свойства человеческой натуры почти мизантропичен. Оба они представлены в номинации "большой формы".

    Еще в ней - "Женитьба" Валерия Фокина в Александринке и таинственный "Войцек" Владимира Золотаря в Алтайском театре драмы (16 апреля, РАМТ). Эта пьеса Георга Бюхнера принадлежит к таким, которые непременно надо видеть, кто бы их не поставил. Хотя бы потому, что замахиваются на нее немногие смельчаки. Также в большой номинации - уже успевший обрасти восторженными легендами "Полковник-птица" Вячеслава Гвоздкова в Самарской драме, с великолепной Розой Хайрулиной в главной роли. Эту актрису тоже надо смотреть, что бы она не играла.

    Олег Рыбкин, возглавляющий Красноярский театр драмы, покажет свою "Чайку" (15 апреля), которой придется конкурировать, быть может, с самым ярким режиссерским высказыванием нынешней "Маски" - "Чайкой" Кристиана Люпы в Александринке. Кажется, что вместе с "Берегом утопии" это главный претендент на "Маску" в большой форме. Оба, кстати, удачный пример международного сотрудничества в области театра. В одном случае - английский драматург, в другом - польский режиссер существенно повлияли на отечественную Мельпомену.

    В малой форме кроме уже названных "Роберто Зукко" и "Битвы жизни" будут конкурировать "Дама с собачкой" Анатолия Праудина в БДТ, "Русское варенье" Анджея Бубня в питерском Театре Сатиры на Васильевском острове, "Шведская спичка" Никиты Гриншпуна в Театре Наций и "Человек-подушка" Олега Гетце в Екатеринбургском ТЮЗе. Все перечисленное для меня - почти тайна. Пойду на все: Праудина смотрю всегда, Людмила Улицкая - тоже прекрасный автор, в "Шведской спичке", говорят замечательно играет номинированный на "Маску" молодой Евгений Ткачук. А Олег Гетце (режиссер сам играет в своем спектакле) и вовсе новое для меня имя.

    В этом году из-за не самого сильного сезона в столице, на "Маске" как никогда сильно оказалась представлена провинция. И в этом главная интрига нынешнего фестиваля. Давайте смотреть и оценивать вместе. Итоги объявят накануне Пасхи - 18 апреля в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

    Поделиться