25.03.2009 04:00
    Поделиться

    Сквернословие школьника обошлось его родителям в 10 тысяч рублей

    Необычный иск подала учительница из районного кубанского городка Славянск-на-Кубани на родителей ученика, который оскорбил ее на глазах десятков школьников во время урока. И выиграла.

    26-летняя Оксана Омельченко пришла на занятия по английскому языку в 7 "В", чтобы самой поучиться преподавательскому мастерству у более опытного педагога. Данил и Антон сидели рядом, между ними возникла перепалка, и мальчишек рассадили.

    - Классный руководитель сделала несколько раз замечания, Данил не успокоился, я вступилась за коллегу и предложила послушать урок, - вспоминает Оксана. - В ответ мальчик выругался нецензурной бранью: сказал, что я надоела, только в грубой форме. Вызвали маму, но она заявила, что извиняться сын не будет, так как не виноват.

    Затем, продолжает педагог, посыпались различные обвинения в адрес школы, а потом мама позвонила классному руководителю и сказала, что я избила Данила и теперь в темных переулках мне лучше не ходить. Приехали к нему домой, а с ним все в порядке. После чего поняла, что так оставлять дело нельзя: как на меня будут смотреть другие ученики? И решила подать иск.

    - Оскорбление получено при всем классе, весть моментально разнеслась по школе, - рассказывает председатель родительского комитета школы N 5 Светлана Подрез. - У меня сын - девятиклассник, поэтому уверенно говорю: все дети хорошо осведомлены и на удивление единодушны в своем осуждении Данила.

    Данил Самуленок вместе с мамой, отчимом и сестрами переехали в Славянск-на-Кубани из станицы Старонижестеблиевская чуть больше трех лет назад. По словам матери Натальи Дьяченко, в предыдущей школе проблем у ее сына не было. Здесь же это не первый конфликт.

    По решению Фемиды хорошее владение их ребенком могучего, но отнюдь не литературного языка обойдется родителям в 10 тысяч рублей. Судья Славянского городского суда Инна Тараненко приговор комментировать отказалась, так как он не вступил в законную силу и будет обжаловаться.

    Наталья Дьяченко от своего решения опротестовать иск не отступается и извиняться не собирается. А Оксана Омельченко подумывает сменить работу. И говорит, что правы были старшие коллеги: энтузиазм к преподаванию после этой истории у нее действительно поутих.

    Комментарий

    Александр Асмолов, психолог, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ:

    - У явлений такого рода несколько причин. Во-первых, резкий рост агрессии в подростковой среде. По данным наших многочисленных исследований, агрессия в подростковой среде, как это ни прискорбно, становится проявлением нормы. Многие подростки воспринимают жестокое поведение, в том числе поведение скинхедов, как нормальное. Не как хорошее или плохое, а что куда более страшно - как нормальное. Рост агрессивности детей в школе может спровоцировать подобное поведение по отношению к учителю. Еще один важный момент: в Советском Союзе, а потом и в России год от года снижается авторитет профессии учителя. Одна из главных целей государственной политики, в том числе проявившейся в приоритетном проекте "Образование", - повышение социального статуса личности учителя. Без этого наша страна обречена на тяжелейшую духовную и нравственную ситуацию. Наконец, третий, позитивный, как это ни парадоксально, момент. Мы все стремимся быть жителями гражданского общества. А в гражданском обществе люди должны уметь постоять за себя и отстоять свои права. Свои права имеют право отстаивать по отношению к школе родители, но и учителя имеют право отстаивать свои права по отношению к родителям. И в этом смысле я поздравляю учительницу с тем, что она одержала победу и защитила свое достоинство.

    Какой еще может быть способ разрешения подобных конфликтов? Прежде всего нужно разобраться, что стоит за поведением ребенка. Это может быть внутренняя драма, совершенно не связанная с учителем, а учитель просто под руку попался. Или же за таким поведением стоят сверхвозбудимость и гиперактивность - явления, связанные с чисто психологическим развитием ребенка. В этом случае нужна немедленная психологическая помощь. И это уже не компетенция суда, а психолога, который, помогая ребенку, может уберечь его от подобных действий и тем самым уберечь учителя от провокаций ребенка.

    Главный принцип, который я отстаиваю по жизни, - формирование социального доверия, понимания и толерантности как норм поведения детей, учителей, родителей в обществе. Как только мы хотя бы в какой-то мере продвинемся в этом направлении, мы станем другой страной.

    Подготовила Наталья Лебедева

    Поделиться