12.03.2009 03:00
    Поделиться

    Минские тягачи будут собирать в Воскресенске

    Минский завод колесных тягачей и воскресенский завод "Машиностроитель" сотрудничают не один год, в частности, совместно выпускали продукцию на экспорт. Однако кризисные явления заставили их еще более укрепить взаимодействие. Недавно предприятия совместно изготовили два 30-тонных четырехосных самосвала "МЗКТ-65151". Машины уже получили российское одобрение типа транспортного средства и ждут покупателя. Пока из Минска поступает шасси, однако платформу, на которую идет не одна тонна металла, уже изготовили в Воскресенске. В перспективе доля местных узлов и деталей возрастет, благо завод располагает современным оборудованием. И двигатель станет поступать напрямую из Ярославля. Выгода - обоюдная. Минск надеется оживить продажи на важнейшем для него российском рынке, Воскресенск - загрузить работой свой коллектив.

    - За счет сокращения транспортных и прочих расходов себестоимость машины снизится, - поясняет корреспонденту "СОЮЗа" генеральный директор МЗКТ Геннадий Синеговский. - И к потенциальным покупателям техника станет ближе. Значит, продать ее будет легче. Сейчас это крайне важно.

    Минский завод колесных тягачей имеет богатый опыт преодоления кризисных ситуаций. Он создавался 55 лет назад для производства транспортных средств спецназначения, в том числе для перевозки стратегического ядерного оружия. Однако с распадом СССР госзаказ на эти многоосные машины иссяк, остро встал вопрос о том, как сохранить пятитысячный коллектив и уникальную школу внедорожного автомобилестроения. Выход нашли в переходе на выпуск гражданской техники с использованием накопленного инженерно-конструкторского и производственного потенциала. Очень кстати оказались и государственные меры поддержки. В прошлом году МЗКТ изготовил 651 машину марки "Волат", что на 20 процентов больше, чем год назад. Причем более 90 процентов изделий ушло на экспорт. Главным образом в Россию, поставки в которую возросли почти наполовину. Практически каждая партия автомобилей разрабатывается под конкретного заказчика, не случайно за год предприятие освоило выпуск 18 новых моделей множества модификаций. Вдвое возросли инвестиции в обновление производства.

    В числе наиболее заметных достижений - гамма транспортных средств специального назначения. В отличие от типичных "военных" автомобилей, представляющих собой модернизированные гражданские модели, эти машины изначально проектировались для работы в специфических условиях.

    Отсюда не только привод на все колеса, но и удобная, способная противостоять внешним факторам кабина, высокая ремонтопригодность в полевых условиях, независимая длинноходовая подвеска всех колес. Машина может иметь от 2 до 5 и более осей, соответственно возрастает и грузоподъемность при высокой проходимости. Широко используются узлы и детали всем известных автомобилей "МАЗ", что облегчает ремонт. Армия, МЧС, геология и горнодобывающая промышленность - вот далеко не полный перечень возможных покупателей такой продукции в Союзном государстве и за его пределами.

    Но сейчас использование новых разработок МЗКТ под вопросом. Обострилась проблема неплатежей за уже отгруженную продукцию, хорошо знакомая по кризису десятилетней давности. Хотя минские машины объективно востребованы в строительной и других отраслях экономики Беларуси и России. Как быть? Ответ подсказал опыт КамАЗа, на продукцию которого в России за счет бюджетных средств сформирован крупный заказ ряда ведущих министерств и ведомств.

    - Нужен и в Беларуси сквозной безденежный зачет платежей среди потребителей нашей продукции и поставщиков комплектующих с привлечением госбюджета, - считает Г. Синеговский. - Это позволит преодолеть заторы на пути финансовых средств, оживит производство. Аналогичные схемы необходимо внедрять и в Союзном государстве. Этому в немалой степени будет способствовать намечаемый переход на российскую денежную единицу в расчетах белорусских и российских предприятий. Конечно, прохождение каждого рубля должно тщательно контролироваться.

    Пока МЗКТ может проводить безденежные взаимозачеты только с предприятиями, являющимися белорусскими резидентами. Таких относительно немного, поэтому желательно перечень расширить. Не менее важно взаимное доверие. Такое, которое установилось за годы совместного участия в выполнении союзных программ развития дизельного автомобилестроения между МЗКТ, Ярославским и Тутаевским моторными заводами. Эти предприятия, несмотря на недостаток средств, не приостанавливают выполнение обязательств, благодаря чему поддерживается производство и в Минске, и в России. Это на руку не только трем конкретным заводам, но и союзным странам в целом. Ведь минские колесные тягачи на две трети состоят из российских материалов, узлов и агрегатов. А если учесть российскую составляющую в белорусских комплектующих, то и того больше. Нетрудно подсчитать, скольким российским гражданам это дает заработок, насколько велики отчисления в социальные фонды, за счет которых выплачиваются пенсии, зарплата врачам и педагогам. Значит, и противостоять кризису нужно сообща.

    Поделиться