11.03.2009 03:00
    Поделиться

    Андрей Шитов: "Моральный кодекс" американцев начал давать сбои

    "Это семечки", - говорят о плевом деле в России. "Это земляные орешки", - машут рукой в таких же случаях американцы. Хотя любят и едят арахис они всенародно - от школьников до президентов страны.

    Напомнила об этом невеселая история. Недавно в США около 600 человек заболели и 8 умерли от острой кишечной инфекции - сальмонеллеза. Расследование показало, что источником заразы были пищевые продукты с добавлением арахиса. Вспыхнул скандал, из магазинов и общепита отозвали более 1800 наименований продукции.

    Дело дошло до драматичных слушаний в конгрессе США. Президенту компании "Пинат корпорейшн оф Америка" Стюарту Парнеллу предложили на них, например, прилюдно отведать арахисовой пасты с одного из предприятий, где было выявлено присутствие сальмонеллы. Известно, что по указаниям Парнелла эта паста поставлялась в торговую сеть. Но на требование публично подтвердить или опровергнуть свою роль, равно как и на предложение о дегустации, он ответил отказом - благо конституция США позволяет американцам даже под присягой хранить молчание, когда дача показаний чревата самооговором. Бизнесмен даже не извинился.

    Какую реакцию это вызвало в зале заседаний, понятно. Свидетель Джеффри Алмер, чья 72-летняя мать умерла под Рождество от сальмонеллеза, заявил законодателям: "Мне казалось, большего возмущения, чем я уже пережил, быть не может. Но теперь... оно переполняет меня еще сильнее". Эксперт Чарльз Дайбел - хозяин лаборатории, где проводились анализы, сказал, что при подозрениях на присутствие сальмонеллы отгрузка продукции "практически неслыханна". Кстати, на слушаниях досталось "на орехи" и правительственному ведомству, призванному контролировать качество продовольствия и медикаментов в США.

    Конечно, происшедшее связано с нынешним острейшим финансово-экономическим кризисом. Кое-кто из свидетелей не то чтобы выгораживал "арахисового короля", но напоминал, что кое-где его заводы обеспечивают работой целые города и поселки. Мол, не такая уж на этих заводах антисанитария, чтобы их закрывать.

    Вообще моральный компас у американцев в условиях кризиса явно начал давать сбои. Это особенно заметно на фоне прежних успехов местного агитпропа. Это ведь он внедрил в массовое общественное сознание и собственного, и чужих народов стойкую иллюзию о том, будто у самых передовых на свете "строителей капитализма" имеется не только строгий закон, но и собственный "моральный кодекс".

    Подтверждений тому, что на самом деле это химера, здесь в последнее время не счесть. Прежде всего у простых американцев не укладывается в головах, с какой стати налогоплательщикам приходится сейчас выручать местных олигархов, ввергнувших страну (и, кстати говоря, весь мир) в пучину кризиса. Между тем это факт: власти утверждают, что без этого будет еще хуже, а сами олигархи этого нисколько не стесняются. Буквально одновременно с Парнеллом в конгрессе давали показания руководители ведущих коммерческих банков США. Их упрекали в том, что они "утратили доверие народа" и пускают антикризисные "вливания" из казны на выплату дивидендов, наем лоббистов, корпоративные увеселения и т.п. Они отвечали, что все перечисленное - нормальная бизнес-практика.

    Кое-кто, правда, козырял отказом от традиционных премий по итогам года, исчислявшихся в прошлом семизначными суммами. Так, глава банка "Морган Стэнли" Джон Мэк покаянным тоном сказал, что не получал "бонусов" ни в прошлом, ни в позапрошлом годах. Но пресса позже уточнила, что в 2007 г. помимо оклада в 800 тысяч долларов ему были предоставлены опционы на покупку акций на сумму 40,2 млн долларов.

    Поразила воображение американцев и история с неким Бернардом Мэдоффом. До недавних пор он считался одним из столпов финансового мира в США, кудесником-гуру "для избранных", приносившим неслыханные барыши своим именитым клиентам. На самом же деле он, как выяснилось, был просто организатором финансовой пирамиды, пусть и вымахавшей аж до 50 миллиардов долларов. Кстати, быстренько вставшее вместе с другими ведомствами на "антикризисную вахту" ФБР США утверждает, что финансовых махинаций в стране хватает и без Мэдоффа. На днях была разоблачена очередная пирамида, целенаправленно обиравшая... глухонемых.

    Новый президент США Барак Обама и его министр финансов Тимоти Гайтнер обещают расчистить авгиевы конюшни в банковско-финансовой системе и обуздать слишком уж непомерные аппетиты на Уолл-стрит. Но при этом критики напоминают, что Гайтнер до прихода в правительство сам многие годы был там одной из ключевых фигур, а нынешнее назначение получил лишь после того, как спешно погасил налоговые недоимки за прошлые годы. Юридических последствий для него это не имело, а насмешек он не постеснялся.

    Вообще американцы в подобных случаях склонны, кажется, действовать по пословице "стыд глаза не выест". Достаточно вспомнить знаменитую историю с Биллом Клинтоном и Моникой Левински, а из более свежих примеров - попытку губернатора штата Иллинойс Рода Благоевича получить "откат" за назначение преемника Барака Обамы в сенате США. Оба политика оправдывались тем, что закона не нарушали, хотя Благоевичу в отличие от Клинтона не удалось избежать импичмента. Зато экс-президент сам вынес себе задним числом убийственный приговор, сказав: "Я сделал это просто потому, что мог. Наверное, это самый морально непростительный резон для чего бы то ни было".

    Что у американцев президенты подчинены закону - превосходно. Что закон не замена совести - несомненно. Я спрашивал одного из ведущих местных специалистов по политической этике Фреда Уэртмайера, как их совместить, и он ответил, что законодательно насадить мораль, конечно, нельзя, но можно "установить правила, которые устранят или сведут к минимуму проблемы, порождаемые аморальным поведением". По его убеждению, примером могут служить барьеры против злоупотребления властью, уже существующие для администрации и конгресса США.

    Но вот вам еще история. На днях я с удивлением узнал из "Вашингтон пост", что многие работодатели в США стараются лишить собственных увольняемых сотрудников права на получение пособий по безработице. Оказывается, у бизнеса при этом снижается налоговая нагрузка. Вот он и старается доказать, будто увольняет людей не просто из-за кризиса, а "за дело" - будь то прогулы или что-то еще. Подсчитано, что в США так оспаривается сейчас более четверти всех заявок на получение пособий по безработице, этим занимаются целые фирмы.

    Из всех разговоров на эти темы с местными специалистами мне больше всего запомнилась сентенция давнего знакомого из пресс-службы ФБР. Когда мы с ним обсуждали историю с Парнеллом и его земляными орешками, он сказал: "Понимаешь, в нормальных условиях у этих людей вроде бы есть и совесть, и принципы. Но когда дело касается их доходов, эти принципы попросту выбрасываются в окно".

    Автор - заведующий отделением ИТАР-ТАСС в Вашингтоне
    andreisitov@yahoo.com

    Поделиться