25.02.2009 04:00
    Поделиться

    Глава ОПОРЫ России Сергей Борисов: Наш малый бизнес тихо умирает

    - Вы никогда не задумывались, почему в московских магазинах нет продукции, поставляемой прямо с грядки? Почему стремительно растут цены? Вы приходите в магазин и удивляетесь тому, что еще вчера тунец в масле стоил 50 рублей, а сегодня - 70. И вы либо платите больше, либо покупаете то, что дешевле, например банку сайры за 32 рубля. Но уж точно не размышляете о том, с чем связан такой ценовой скачок, потому что с экрана телевизора вам наверняка уже объяснили - во всем виноваты инфляция, ослабление курса рубля и, разумеется, мировой кризис.

    Но причин на самом деле намного больше. Это, например, позиция минсельхоза, из-за которой российское фермерство, малые производственные формы на селе долгое время развивались сами по себе, без серьезной государственной поддержки. Это действия крупных торговых сетей, на прилавки которых продукции местного, и тем более малого, производителя попасть практически невозможно, а рынки местными властями во многих регионах уже закрыты. Это ситуация, при которой фермеры "отлучены" от перерабатывающих предприятий: их, например, не ждут на мясокомбинатах, что вынуждает обращаться к перекупщикам. Это проблемы банков, которые в нынешних условиях не кредитуют ни фермеров, ни тех же перекупщиков. Это система сертификации продукта, благодаря которой, например, картофель из Липецкой области отвозят в Москву для получения сертификата, а потом возвращают обратно, к липецкому же потребителю. Это условия налогообложения: к примеру, сельхозорганизации имеют льготы по транспортному налогу, а фермерские хозяйства - нет, и т.д., и т.п. Очень много слагаемых в цене на тот или иной продукт. Примерно такая же картина из многих фрагментов влияет на стоимость непродовольственных товаров, продукции, создаваемой по заказу или экспортно ориентированной, и др. Но в каждом из этих фрагментов присутствует малый бизнес, который продирается через преграды, преодолевает барьеры. Как следствие, теряет в конкурентоспособности и, увы, все чаще проигрывает.

    Мы с коллегами-предпринимателями в те прежние, докризисные времена часто спорили: так нужна поддержка малому бизнесу или он должен сам пробиваться, потому как самый гибкий и мобильный по определению? Сейчас, когда за поддержкой рядком выстроились крупные предприятия, за которыми, как за лесом, малых и не видать, споры прекратились. Впрочем, в трудную минуту судьбой малого бизнеса всерьез озаботилось государство. Мер целевой поддержки было названо много. Меры разноплановые - налоговые, финансовые, имущественные. Живи и радуйся. Создавай новые рабочие места и сохраняй старые. Вот только дальше - как в сказке: день прошел, второй миновал, за ними месяц, другой, третий... И тишина.

    Несколько дней назад мне даже пришлось распространить заявление, в котором я постарался сформулировать отношение нашей организации к тому, как государство поддержки малый бизнес.

    Факт первый - федеральная программа поддержки малого бизнеса сокращается на 600 миллионов рублей. Факт второй - деньги на программы кредитования малых предприятий через систему уполномоченных банков до сих пор не поступили. Факт третий - налоговая нагрузка, о снижении которой объявил председатель правительства в ноябре прошлого года, за исключением десятка регионов, остается на прежнем уровне. Факт четвертый - в регионах повышают арендные ставки. Факт пятый - идет усиление прессинга со стороны территориальных налоговых органов. Факт шестой - повсеместно активизировались трудовые инспекции, которые занялись аттестацией в основном малых предприятий. Кризис, на пик которого мы даже не вышли, выявил много неэффективных игроков на рынках, которые мешали активно развивать экономику, тянули назад, снижали ее конкурентоспособность. Выявил и серьезные просчеты в системе государственных приоритетов. И по идее нынешняя глобальная встряска должна была помочь кардинально модернизировать подходы к управлению социально-экономическими процессами, к организации промышленности, дать шанс бурному развитию малого и среднего предпринимательства. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считают малый бизнес реальной силой, от развития которой зависит конкурентоспособность экономики и страны в целом. Так почему же сейчас наш малый бизнес тихо умирает? ОПОРА мониторит ситуацию с кредитованием МСП. О том, что сегодня это острейшая проблема, напоминать не нужно. Уже есть регионы, где предприниматели темой кредитования не интересуются. И не потому, что все у них хорошо. Наоборот, все исключительно плохо, и о кредитовании как об инструменте развития бизнеса никто не задумывается. Выжить бы.

    К сожалению, наша экономика за последние годы приобрела классические олигархические черты. Не случайно экономическими приоритетами прошедшего десятилетия, как правило, становились крупные и сверхкрупные проекты. От трубы нынче прибыль небольшая. Поток импорта иссяк почти наполовину. Власти уже видят угрозу в недопоставках мяса, лекарств, других важнейших товаров. Работники промышленных гигантов из заводских цехов перетекают на биржи труда. И вроде бы не поддержать большое предприятие, на котором работают сотни тысяч человек, невозможно. Но и на склад работать - тоже безумие. Потому как в нынешних условиях промышленные гиганты как "черная дыра": сколько денег ни вливай - ни рабочие места не сохранят, ни с поставщиками не рассчитаются, которые опять-таки представлены средними и малыми компаниями. Кризис неплатежей к середине года может достичь критической отметки, и это еще одна "коса", которая будет под корень косить до того успешный и эффективный малый бизнес. В общем, как на развилке стоим: налево пойдешь - рабочие места сохранишь. Направо - экономическую, а значит, и политическую независимость защитишь. Но есть ведь третий путь, который позволяет и экономику сделать сильной, и остроту социальных проблем снизить. Еще не поздно переиграть ситуацию в пользу малого бизнеса. Жестко, системно отслеживать все, что касается этой темы. Четко выполнять взятые обязательства. Сурово наказывать тех, кто мешает. Мотивировать тех, кто помогает. Объявить налоговые каникулы на 2009 год. Ввести мораторий на проверки убыточных предприятий - их будет слишком много. Уменьшить арендные ставки. Стимулировать спрос на российскую продукцию. Расширять госзаказ для малого бизнеса. Упростить процедуры предоставления и оформления кредитов. Заморозить тарифы монополистов. Организовать "ручной отбор" малых инновационных и производственных компаний по аналогии со "списком Путина". И так далее. А главное - действовать. Пока же чиновники всех уровней чаще рассуждают о неких общественных работах, а о необходимости открывать новые бизнесы говорят как о довеске. Может быть, берегут дешевую рабочую силу для будущих олигархов?

    Боюсь, что еще месяц-два бездействия - и будем собирать обломки большой идеи, имя которой - российский малый бизнес. Пытаться склеить. Реанимировать.

    Поделиться