16.02.2009 03:00
    Поделиться

    В Москве открывается съезд детских врачей России

    Об актуальных  проблемах педиатрии корреспондент "РГ" беседует с председателем исполкома Союза педиатров России, директором Центра здоровья детей академиком РАМН Александром Барановым.

    Российская газета: Александр Александрович, для начала поясните: съезды педиатров проходят раз в четыре года, откуда же шестнадцатый номер?

    Александр Баранов: А мы ведем отсчет наших форумов с советских времен. Мы не отказываемся от советской педиатрической школы, от отечественной педиатрии, которая началась еще в императорской России. Вот я возглавляю Центр здоровья детей. Так ему уже 245 лет. Это традиции милосердия, бережного отношения к ребенку. Их не только надо бережно хранить, но и приумножать. Особенно в наше непростое время. Когда многие ребятишки приходят в этот мир с такими серьезными заболеваниями, что прямо с колыбели становятся пациентами. К привычным детским недугам прибавляются новые.

    Малыши все чаще страдают болезнями, которые раньше были только достоянием взрослых. Не редкость дети, страдающие от ВИЧ-инфекции, СПИДа, гипертонии, которые ходят в детский сад. А уж о сколиозах, о маленьких очкариках говорить не приходится. В стране не ухудшаются показатели детской смертности. И в этом огромная заслуга нашей педиатрической службы. Но по продолжительности жизни мы в конце колонны. Поэтому у нас такая безрадостная демографическая ситуация.

    РГ: Болезни родом из детства?

    Баранов: Очень многие. Все чаще их поставщик - школа. За последние пять лет заболеваемость учащихся возросла на 16 процентов. У 70 процентов школьников отклонения в здоровье. Каждый четвертый нуждается в стационарном лечении. Не стану тут называть все причины. Но главные обозначу: дети с трудом адаптируются к школьной жизни, не выдерживают - и психически, и физически - безмерные нагрузки программы. Компьютер, конечно, великое благо, но и великая опасность для здоровья. Школьные здания далеко не всегда приспособлены к учебе по новым программам, для работы на тех же компьютерах. Спортивных залов иногда вовсе нет. О бассейнах уж и не говорю - даже в Москве они редкость. К тому же в последние годы мы фактически потеряли школьных врачей - за здоровьем учащихся нет надлежащего контроля, а значит, и помощь не всегда приходит своевременно.

    РГ: В программу съезда входит награждение лучших педиатров-врачей и медсестер. Знаю, что среди претендентов, как и на прошлом съезде, есть школьный врач. Это не случайность?

    Баранов: Не случайность. Как и то, что мы не награждаем столичных медиков. Однажды только сделали исключение для Леонида Рошаля. А так ищем лучших по всей России. Это принципиально важно: важно поощрять тех, кто в глубинке, тех, кто совсем не в комфортных условиях сражается с детскими болезнями. Это настоящие подвижники.

    РГ: Среди нынешних номинантов есть врач сельской школы Вяземского района Смоленской области Галина Никандровна Пенезева...

    Баранов: Галина Никандровна 28 лет на своем посту. За последние пять лет в школе, где она трудится, снизилось число детей с нарушением осанки, избыточным весом, нарушением зрения на 15 процентов.

    РГ: Уже не один год прошел, а помню, какой разразился скандал на форуме педиатров, когда вдруг стало известно, что некоторые чиновники от медицины решили вовсе отменить педиатрию, отдав здоровье детишек на откуп врачам общей практики. Повторение подобного возможно?

    Баранов: Думаю, это в прошлом. Сама жизнь расставила все по своим местам. Не гонения на педиатрию, а ее развитие может выправить ситуацию со здоровьем маленьких россиян. У нас очень много проблем, очень много бед с детьми. Но весь мир признает, что российская педиатрическая служба - одна из лучших. Наша система помощи детям более гармонична, более прогрессивна, чем где бы то ни было. И профилактика, и раннее выявление заболеваний, и лечение с применением высоких технологий, и реабилитация.

    Именно педиатр, а не врач общей практики может по-настоящему осуществлять первичный контакт с больным ребенком. Лечение от рождения до восемнадцати лет и лечение взрослых, как говорится, две большие разницы. Более того, педиатр может лечить взрослого, и даже весьма успешно. А вот чтобы наоборот... Почти все страны переходят к нашей системе охраны здоровья детей. Даже в США. Еще 10-15 лет назад американских детей лечили всего 10-15 процентов педиатров. Остальных пользовали врачи общей практики. Теперь к педиатрам обращаются уже в 70-80 процентах случаев.

    РГ: Согласитесь, Александр Александрович, врач общей практики уместен в глубинке, где нет специализированной службы...

    Баранов: Соглашусь. Более того, скажу, что в наш центр едут на обследование из Испании, Франции, Германии, Канады. Нет, не бывшие наши соотечественники, а коренные жители этих стран. Едут, чтобы получить специализированную педиатрическую консультацию. Я говорил с одним немцем, который привез к нам на консультацию троих детей. За три дня они прошли полное обследование и получили заключение. Вы же знаете, в нашем центре семь дней в неделю в две смены идут консультации по 28 специальностям, в том числе по самым редким заболеваниям. Таких многопрофильных детских центров за рубежом нет. Знаменитая немецкая детская клиника Шарите консультирует только по шести специальностям.

    РГ: Но если у нас все так хорошо, то почему столько больных ребятишек? Почему не отступают от них болезни, а, напротив, растет их количество?

    Баранов: Однажды великий хирург Ренат Акчурин на вопрос о причинах инфарктов сказал: причина инфаркта - наша жизнь. Это плата за цивилизацию. Я ответил на ваш вопрос? Могу добавить. Ведь только в последнее время благодаря нацпроекту "Здоровье" медицинские учреждения - не только педиатрические - начали получать современное оборудование. Но пока его мало. Пока материальная база нашей службы, мягко говоря, оставляет желать лучшего. У нас далеко не все ладно с детским питанием, особенно с питанием школьников. У нас недостаточно квалифицированные кадры.

    Не работает система непрерывного образования. Страна огромная, такое обучение очень сложно организовать. Вот внедряем дистанционное обучение. Но оно все-таки уступает обычному. Если я сейчас начну перечислять все наши беды и проблемы, то эта беседа долго не закончится. На нашем съезде пройдет более ста симпозиумов по всем самым острым проблемам отечественной педиатрии.

    И даже само общение делегатов из всех регионов страны чрезвычайно важно. Да, мы возлагаем надежды на тех, кто собрался на съезд. Но давайте все, каждый из нас, спросим с самих себя: что мы делаем для того, чтобы наши дети не были в зоне риска, чтобы росли, не ведая хворей?

    Поделиться