12.02.2009 00:40
    Поделиться

    Житель села Мысхако предъявил иск мэру Новороссийска

    Рассмотрение необычного иска началось в Октябрьском районном суде Новороссийска. Житель окрестного села Мысхако Андрей Артюхов предъявил его к мэру Новороссийска Владимиру Синяговскому.

    Он оспорил законность постановления главы, которым 16-квартирный жилой дом, сданный в эксплуатацию в 1995 году, был признан "непригодным для проживания".

    Мысхако расположен на знаменитой Малой Земле, где в годы войны шли кровопролитные бои. Сейчас же здесь развернулась настоящая битва за элитные участки на берегу Черного моря. Под различными предлогами с них вытесняют прежних хозяев. Зачастую это происходит при попустительстве, а порой и при прямом участии местных властей.

    Сотни новороссийцев десятилетиями вынуждены обитать в трущобах. В их домах провисли потолки, сгнили пол и оконные рамы, находиться здесь небезопасно. Но почему-то эти жилища не пускают под бульдозер. Зато дом, сданный в эксплуатацию в 1995 году, решили снести, а жильцов в экстренном порядке расселить. На покупку 17 квартир из бюджета муниципалитета потрачено свыше 50 миллионов рублей. 16 семей уже перебрались из поселка в город, и только одна - отец, мать и двое детей-подростков - категорически отказалась это делать.

    По мнению Андрея Артюхова, дом подлежит ремонту, а выселяют их лишь для того, чтобы продать участок под коммерческую застройку. Ведь сотка тут в прямом смысле "золотая" - рыночная стоимость доходит до 35 тысяч евро. Не случайно Мысхако в последнее время окрестили "новороссийской Рублевкой". Если 20 лет назад здесь жили в основном работники винсовхоза, то теперь все больше - люди куда более состоятельные.

    Городские чиновники, с которыми встретился корреспондент "РГ", подобную версию категорически отрицают. Они утверждают, что были движимы исключительно интересами безопасности людей: ведь в одной из квартир на первом этаже провалился пол в ванной комнате, а следом повело вниз стену и у соседей сверху. Причиной, как выяснилось, стала затеянная "реконструкция": жильцы с первого этажа сломали несущие конструкции, заложили их кирпичом, залили пол в ванной толстым слоем бетона.

    Беда случилась под утро, вызвали "аварийку", потом прибыли представители сельской и городской администрации. Сначала пообещали отремонтировать дом, но вскоре жильцам сообщили: его решено снести, а их переселить в другие квартиры.

    Но тут возникает масса вопросов. Допустим, согласно техпаспорту одной из здешних квартир к концу 2006 года износ ее составлял на тот момент всего 20 процентов. И как могло быть, что спустя девять месяцев весь дом признали не пригодным для проживания?

    Главный инженер института Александр Чубаров в беседе с корреспондентом "РГ" не отрицал, что осмотр дома действительно был чисто визуальным. "Признавать аварийным или нет - вопрос спорный, - рассуждает он. - Но если существует опасность дальнейшего обрушения, лучше подстраховаться, что мы и сделали".

    Как теперь выясняется, никто из жителей этого акта в глаза не видел: власть действовала на редкость оперативно. Уже 20 сентября 2007 года (через две недели после "визуального осмотра") увидели свет сразу два постановления главы города - о признании дома по Изумрудной, 1, "не пригодным для проживания" и о переселении жильцов. Заместителю главы города по правовым вопросам предписано в кратчайший срок "выработать механизм и внести предложения по принудительному переселению жителей в случае их отказа сделать это в добровольном порядке". Другой пункт постановления касается дальнейшего использования занимаемого земельного участка - первому заму главы поручено внести по этому поводу свои предложения.

    Прокурорская проверка, назначенная по жалобе граждан, выяснила, что постановления главы (по данному дому их прошло несколько) содержат, мягко скажем, юридические нестыковки - документы, судя по всему, готовились в большой спешке. Дом, к примеру, назван "не пригодным для проживания", хотя подобный термин в законодательстве отсутствует: жилье можно признавать ветхим, подлежащим сносу или реконструкции.

    В прокурорском представлении главу города обязали устранить нарушения Жилищного кодекса. Администрация признала ошибки, однако посчитала нецелесообразным переделывать документы, сославшись на то, что средства на переселение уже выделены из бюджета...

    Кстати, любопытный факт: в городе свыше 50 бесквартирных сирот.

    Однако Артюховы продолжают держать оборону, охраняя опустевшее жилище от мародеров.

    Готовясь к необычному процессу, Андрей с фотоаппаратом обошел городские трущобы. Так, в доме по улице Победы, 25, он увидел, как прямо из стены растет мощная акация, которая служит подпоркой разрушающемуся строению. По словам хозяйки квартиры Натальи Маевской, внешняя стена дома 1905 года постройки давно развалилась и зимой она тут просто замерзает. Разрушается и крыша дома, а образовавшаяся брешь уже давно не латается. Ее соседка Лидия Мирошниченко рассказала, что уже почти 30 лет стоит в городской очереди, но у властей все никак не находится средств для их переселения в нормальные условия. Когда Андрей показал фотографии своего дома, женщины начали лишь сокрушаться, что не сносят их развалины.

    На днях Краснодарский край отправил очередную заявку в Фонд содействия реформированию ЖКХ на реализацию адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья. Власти обещают, что уже в этом году 1600 кубанских семей улучшат свои жилищные условия: на эти цели планируется потратить один миллиард 806 миллионов рублей. В первую заявку попали 18 муниципалитетов края, в том числе Новороссийск, где планируется переселить 267 семей (627 человек). Но где гарантия, что освобождать будут действительно трущобы, а не приглянувшиеся кому-то лакомые участки земли?

    Как стало известно, рассмотрение иска Андрея Артюхова к главе Новороссийска Владимиру Синяговскому продолжится 16 февраля. На первом заседании истец заявил ходатайство о принятии обеспечительных мер к сохранности дома: он опасается, что семью могут выселить принудительно, а дом разрушат. нет дома, нет проблемы.

    Поделиться