12.02.2009 02:58
    Поделиться

    Лариса Шилина: Уральские работодатели отдают предпочтение выпускникам государственных вузов

    Рынок труда - зеркало экономики, и данные службы занятости помогают выпускникам школ наметить вехи будущей карьеры. О ситуации на рынке труда Среднего Урала корреспонденту "РГ" рассказала начальник отдела профессионального обучения и профориентации департамента государственной службы занятости населения Свердловской области Лариса Шилина.

    Российская газета: Какие перемены произошли на рынке труда в связи с изменением экономической ситуации? Наибольшим спросом по-прежнему пользуются высококвалифицированные рабочие кадры?

    Лариса Шилина: Спрос на ряд профессий и специальностей значительно снизился, но по-прежнему востребованными остаются мастера токарных, слесарных и станочных работ, монтажники, электрогазосварщики, операторы станков с ЧПУ. Сохраняется дефицит  водителей различных категорий, учителей, инженерно-технического персонала. Всего в прошлом году отмечен неудовлетворенный спрос (превышение количества вакансий над числом безработных) по 463 профессиям.

    РГ: Получается, из специалистов с высшим образованием востребованы только учителя и инженеры?

    Шилина: В 2008 году остро требовались врачи, медработники среднего звена, менеджеры в сельском, охотничьем, лесном, рыбном хозяйстве. Увы, большинство выпускников школ стремятся поступить в вузы, не прогнозируя ситуацию, которая сложится через несколько лет, когда они окончат университеты. Вполне возможно, что полученная специальность окажется невостребованной.

    РГ: В службу занятости обращаются выпускники вузов, только что получившие дипломы?

    Шилина: Конечно. Данные за прошлый год еще не обработаны, а вот в 2007 году к нам обратилось больше всего молодых экономистов, инженеров, учителей, юристов,  менеджеров.

    РГ: Получается, что эти специалисты вроде бы требуются, но не могут найти работу?

    Шилина: Среди причин обращений выпускников вузов в службу занятости за содействием в трудоустройстве на первом месте - отсутствие опыта и практических навыков. Не всякий работодатель готов взять неопытного юнца и выращивать из него специалиста. Играет роль и отсутствие навыков самостоятельного поиска работы, неумение представить себя работодателю.

    РГ: То есть выпускник не умеет выгодно себя подать? А в службе занятости этому учат?

    Шилина: Здесь предоставляют государственную (то есть совершенно бесплатную) услугу по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, формируют навыки самостоятельного поиска подходящей работы, составления резюме, проведения деловой беседы, самопрезентации. Наши специалисты оказывают услуги по профессиональной ориентации, в том числе тестирование, анкетирование, психологическую диагностику, консультирование, тренинги. Все это помогает безработным раскрыть потенциальные способности, повысить мотивацию к труду, снять остроту психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации. Бывает, что выпускник, получивший образование без учета потребностей рынка труда и своих способностей, приходит к нам и вдруг понимает, что он не на того учился.

    РГ: Имеет ли значение при трудоустройстве статус вуза?

    Шилина: Да, некоторые коммерческие учебные заведения у работодателей не пользуются авторитетом. Предпочтение отдается все же выпускникам государственных вузов.

    РГ: А какие специальности выбирают школьники?

    Шилина: Мы опросили 5174 учащихся 10 - 11-х классов. Первые места в списке их предпочтений занимают профессии менеджера и инженера. Далее - экономист, юрист, программист.

    РГ: Каковы мотивы, влияющие на выбор профессии?

    Шилина: Наиболее значимый фактор - возможность в будущем получить престижную работу. Выпускники школ стремятся к хорошей зарплате, реализации своих способностей. На четвертом месте - стремление приносить пользу людям. Значительно меньше школьников привлекают интересная работа, возможность добиться положения в обществе, легкое трудоустройство по выбранной специальности или просто получение диплома. Девушки, как правило, ориентируются на престижность профессии, а юноши на первое место ставят перспективу хорошего заработка.

    РГ: Кто и что оказывает влияние на выбор молодых людей?

    Шилина: Треть опрошенных указали, что с будущей профессией они определятся самостоятельно. На втором месте - советы родителей и родственников (почти 20 процентов). Далее по убывающей на выбор влияют: престижность профессии, размер зарплаты, состояние здоровья, друзья, средства массовой информации. Лишь два процента указали такой фактор, как трудовая династия... Надо бы повторить это исследование: интересно, что думают школьники по поводу профессионального выбора  в период кризиса и демографического спада.

    Сегодня в приложении к "РГ" - специальный выпуск "Регион. Высшая школа".

    Поделиться