03.02.2009 10:40
    Поделиться

    Аквалангисты на дне Финского залива нашли корабль императорской флотилии

    Неожиданную находку сделали аквалангисты в Финском заливе: на 50-метровой глубине обнаружили шесть кораблей, один из которых относится к эпохе Петра I. Водолазы обследовали дно в районе, где пройдет газопровод "Северный поток". Искали мины и торпеды времен войны, но на пути "Нордстрима" неожиданно встала флотилия из шести кораблей.

    По мнению ученых, из всех судов наибольший интерес представляет тьялк - русский военно-транспортный корабль, построенный по голландским чертежам. Специалисты считают, что это, скорее всего, корабль из петровской флотилии, погибший в 1713 году во время похода российского флота в Финляндию. Скорее всего, этот и еще несколько кораблей попали в сильный шторм. Кораблекрушения в те времена не были редкостью, а тьялк считался пропавшим без вести. Царь поручил разыскать его, так что, можно сказать, спустя почти три столетия подводные археологи выполнили государственный наказ.

    Корабль длиной почти в 17 метров сохранился идеально. От удара о дно отвалилась часть кормы, и упали мачты. Сохранился груз: в кормовой части, например, лежат пушечные колеса.

    Поднимать корабль надо немедленно: газопровод должен быть построен к 2011 году. Подъем обойдется в крупную сумму, но в сравнении с затратами на строительство газопровода в обход корабельной могилы эти деньги - ничто, считают ученые. Да, в мире есть прецеденты, когда затонувший исторический корабль поднимали… 15 лет. Но при должно финансировании все может пройти гораздо быстрее, пояснил корреспонденту "РГ" водолаз-исследователь Игорь Галайда.

    Пойдут ли на это операторы проекта по строительству газопровода? Как пояснил Галайда, по идее, в отношении подводных сокровищ должны действовать те же законы, что и на суше. Когда ведется строительство объектов в исторической зоне, компания-застройщик оплачивает все расходы, связанные с археологическими работами. То же самое - с подводными сокровищами. Руководитель проекта "Подводное наследие России" Сергей Кобылянский сообщил "РГ", что на этой неделе археологи самостоятельно свяжутся с операторами "Нордстрима".

    Предварительно проведены переговоры с руководством музея мирового океана в Калининграде. Музейщики выразили заинтересованность в том, чтобы уникальный экспонат перешел к ним.

    Надо отметить, что эта флотилия - далеко не единственная находка исследователей Балтики. В прошлом году на дне Лондонской банки (в районе Кронштадта) был обнаружен корабль "Портсмут", первый флагман победы российского флота, тоже относящийся к петровским временам. Корабль лежит в месте, где ведется добыча песка для намыва дамбы, которая будет защищать Санкт-Петербург от наводнений. Поднимать "Портсмут" надо немедленно: весной добыча песка возобновится, это может повредить кораблю. Но пока структуры, от которых зависит судьба судна, не дают четкого ответа.
    Водолазы продолжают обследовать дно на пути "Нордстрима". Несомненно, их ждет немало интересных находок. По мнению Сергея Кобылянского, проект "Подводное наследие России" и морская археология в целом сейчас выходит на качественно новый уровень развития. Если совсем недавно их работа была посвящена исключительно поиску кораблей, а сейчас, благодаря находкам исследователей, можно обсуждать новые вехи и новую роль России в мировой истории. Своей задачей археологи ставят создание образа страны как государства с сильным флотом, богатой историей и мирной политикой.

    Поделиться