03.02.2009 02:00
    Поделиться

    Судебные приставы предложили рассекретить информацию о должниках

    Судебные приставы предложили рассекретить информацию о должниках.

    - Информация о всех исполнительных производствах должна быть общедоступна, - заявил корреспонденту "РГ" директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков. - Другой вопрос, в какой форме это делать. Например, в Финляндии любой желающий может обратиться в службу судебных исполнителей и за определенную сумму получить информацию о любом исполнительном производстве.

    При этом любопытному не гарантируется инкогнито. Наоборот, должнику обязательно сообщат, кто интересовался его финансовыми проблемами. Точно такую же систему предлагается внедрить и у нас. Пока речь идет только о предложении. Нетрудно предположить, что оно вызовет споры.

    Но попытки сделать должников публичными персонами уже были. В разных регионах долговые списки распространяли и коммунальные службы, и сами судебные приставы, и даже как минимум один банк. Вопрос о том, насколько это законно, так и остался открытым. Ведомственные юристы не находили в праве никаких противопоказаний. А правозащитники возражали, мол, речь идет о вмешательстве в частную жизнь. Главная же проблема была в том, что редкий коммунальщик составлял долговые списки без ошибок и масса людей была ославлена ни за что ни про что. Поэтому в большинстве случаев от этой практики стали отказываться. Многие коммунальщики переходят на более тонкие методы: высылают жильцам разноцветные квитанции. Платишь вовремя, получи один цвет. Задолжал за полгода - будет тебе яркий квиток, чтобы и соседи видели, и очередь в кассе косилась.

    А банкирам и вовсе суд ударил по рукам после нешуточного скандала, который разгорелся в селе Урульга Забайкальского края. Там инспектор местного отделения Сбербанка Юлия С. вывесила в операционном зале списки должников по кредитам. Она надеялась пристыдить неплательщиков, но в результате пристыдили ее - в суде. Инспектора признали виновной в административном правонарушении, но наказывать не стали. Судья ограничился устным предупреждением.

    - С учетом того, что разглашенная информация содержит в себе лишь сведения о наличии вкладов у перечисленных в списке лиц без указания счетов и сумм задолженности, суд решил, что действия С. не представляют большого общественного вреда и не наносят значительного ущерба ни интересам общества, ни указанным гражданам, - пояснили в пресс-службе прокуратуры Забайкальского края.

    Но главный итог суда: он фактически признал, что информация о должниках по кредитам является банковской тайной. Судебные приставы тоже отказались от подобной практики, правда, частично. Некоторые региональные управления публикуют списки должников - юридических лиц. Фамилий конкретных граждан там нет. Но, как оказалось, вопрос не закрыт.

    По словам Артура Парфенчикова, сейчас приставы составляют базу данных злостных алиментщиков. Не исключено, что она будет размещена на интернет-сайте службы судебных приставов. Такие мысли есть, но не факт, что так будет.

    - Раскрытие персональных данных должников - это такой вопрос, который надо 77 раз отмерить, - говорит Артур Парфенчиков. - Не должны быть нарушены конституционные права граждан. Если мы будем вносить какие-то предложения, то обязательно вынесем их на обсуждение общественных организаций, Общественной палаты и потом уже примем взвешенные решения.

    Интересно, что в банковском сообществе неоднозначно отнеслись к идее. С одной стороны, банкиры заинтересованы, чтобы "забайкальский прецедент" был пересмотрен. , это, возможно, поднимет платежную дисциплину граждан. С другой стороны - не упадет ли доверие к банкам?

    Поделиться