29.01.2009 04:03
    Поделиться

    Белгородские "челноки" ездят в Харьков за "Армани" для бедных

    - Я это… я сейчас… - закутанная в тулуп пожилая женщина скрывается вслед за российским таможенником в тамбуре электрички, следующей из Харькова в Белгород.

    Через пару минут она вернется с довольной улыбкой на лице, а таможенник проследует через вагон, не обращая никакого внимания на расставленные в проходе "баулы"…

    Кризис внес свои коррективы в покупательский спрос: начиная с декабря, все больше белгородцев обращает свои взоры в сторону Харькова. Добраться до соседнего города реально за пару часов и менее чем за 100 рублей. Заграничные цены радуют глаз: на Украине можно одеться в два-три раза дешевле, чем в России.

    Говорите не по-нашему

    Половина девятого утра. На перроне, откуда скоро отправится электричка до Харькова, - скопление разношерстного люда. Тут и студенты, и семейные пары с детьми, и старушки с безразмерными клетчатыми сумками. Эти сумки - опознавательный знак "челноков", которые вновь почувствовали себя востребованными. Народ, по всему видно, толпится небогатый: те, кто зарабатывают больше, уехали 15 минут назад на фирменном поезде "Князь Владимир". Расстояние между двумя городами он преодолевает в два раза быстрее, зато и билеты обойдутся втрое дороже.

    - Хорошо, что я гривны заранее наменяла! - хвастается своей предусмотрительностью женщина, представившаяся Анной Юрьевной (товарки почему-то называют ее "бабой Галей"). - Харьковчане-то со своими обменниками совсем обнаглели - хоть бросай ездить к ним…

    Официальный курс Центробанка России - менее 4 рублей за гривну. Однако продавать гривны россиянам харьковчане предпочитают по курсу "один к пяти". После резкого падения украинской валюты в конце прошлого года, поток белгородцев и курян, которые желают заниматься шопингом исключительно в Харькове, спровоцировал увеличение спроса на гривну. А повышение спроса всегда сказывается на цене - и официальный курс вполне может расходиться с тем, что имеется в реальности.

    Магазины, расположенные в центре Харькова, в выходные дни получают выручку преимущественно от белгородцев. Торговцы переживают не лучшие времена: повсюду пустые витрины с объявлениями об аренде. А студенты Сергей и Игорь, приехавшие из Белгорода за обновками, не скрывают своей радости:

    - Выбор брендовых шмоток больше, а цены ниже намного! Вот, посмотрите! - Игорь указывает на спортивный костюм с логотипом раскрученной компании. - Здесь он две тыщи на наши деньги, а в Белгороде - три двести!

    - Могу я вам помочь? - из-за его спины появляется девушка-консультант. - Вы ведь из России?

    - Да, а как вы догадались?

    - А по говору…

    Торг уместен

    Впрочем, главную выручку собирают вовсе не шикарные магазины, а самый большой в Восточной Европе рынок, прозванный в народе "Барабашкой" за то, что располагается возле станции метро имени академика Барабашова. В середине 90-х, когда в одночасье остановилось большинство харьковских предприятий, он стал своего рода спасательным кругом для тысяч безработных горожан.

    Он возник на заброшенном пустыре. В считанные месяцы "Барабашка" поглотила примыкающие к пустырю частные дома: владельцам разваленных хат выплачивали суммы, на которые можно было приобрести две-три квартиры в центре города. Ныне Барабашово, как утверждается на официальном сайте рынка, являет собой "самый успешный проект в сфере коммерческой недвижимости на территории Украины".

    "Бизнес-проект европейского уровня" представляет собой нагромождение торговых рядов, которые поделены на районы в соответствии с уровнем благоустроенности, ценами, качеством товаров и национальностью продавцов. Например, в здешних "Лужниках" можно приобрести украинский текстиль, в "Каменных рядах" - турецкие вещи, а "Вьетнамская площадка" и так называемая "Яма" славятся низкими ценами на низкокачественный китайский ширпотреб. Есть даже свой Чайна-таун - с китайскими сувенирами, ресторанами и языком жестов как средство коммуникации. Славянские языки торговцы из Поднебесной понимают слабо, но это не мешает им выгодно реализовывать товар.

    - С иностранцами торгуйся старательно, - учит меня баба Галя, - цену раза в два скинуть могут! А если на местных наткнешься, вставь какое-нибудь слово по-украински, чтоб за харьковского сойти. Они если видят, что из России, цену загибают!

    "Армани" для бедных

    Белгородские "челноки" быстро расходятся по рядам. Они с легкостью ориентируются в гомонящей толпе и грудах картонного мусора. Юная китаянка упаковывает в клетчатую сумку женские футболки с надписями "Ormani", "Dolce Gabbana", "Versatche" (орфография сохранена). Немолодая курянка внимательно следит за ее движениями: очень скоро те, кому недоступны брендовые вещи, смогут приобрести дешевые подделки в Обояни, где она реализует их по тройной цене.

    Баба Галя торгует в Белгороде украинскими носками и китайскими трусами. Пара носков с надписью "Житомир" по оптовой цене обходится в 2,5 гривны (10 рублей), в России же пенсионерка выручит за них как минимум 35 рублей. Правда, во время оптовой закупки нужно держать ухо востро: порой носки с узнаваемой этикеткой приезжают на "Барабашку" вовсе не из Житомира, а из Евпатории, куда их доставляют турецкие суда.

    Ныне баба Галя набирает товара значительно больше, чем ей требуется для реализации.

    - Запасаюсь впрок, - поясняет она. - У меня носками и трусами вся кладовка дома завалена. Не верю ни в рубль, ни в евро, ни в доллар - все кризис сожрет. А будут носки - будут и внуки сыты!

    Текстиль и обувь - неизменные лидеры продаж. Куда меньше спрос на косметику сомнительного качества (стоимость губной помады - 5 рублей в переводе на российские деньги) и электротехнику (ломается прямо в момент проверки продавцом). Драки и скандалы на Барабашово случаются ежедневно: здесь бесполезно требовать замены некачественного товара и вещать о правах потребителя.

    На Барабашке не принято зевать: здешний рынок пользуется славой самого криминального места Харькова. В вагоне электрички вам расскажут немало историй о местных карманниках и сохранившихся с середины 90-х рэкетирах. Весной 2008 года случившийся на рынке пожар уничтожил торговые места на полутора тысячах квадратных метров. По результатам расследования была озвучена версия - нарушение правил пожарной безопасности.

    Насколько правдивы байки о криминальной сущности харьковского рынка, сказать сложно, но очевидно, что доверять услужливым юношам (их здесь называют "бегунками"), которые предлагают бескорыстную помощь в ориентировании по рынку, не стоит. Характерный пример - сгинувший на Барабашке российский пенсионер, которого ныне ищут через программу "Жди меня"...

    "Барабашка" против "Черкизовки"

    Ориентация украинского базара на российского потребителя стала еще более явной после начала экономического кризиса. В Белгороде даже появились придорожные баннеры, приглашающие братьев-славян посетить дешевый рынок.

    Редкий харьковчанин не знает распространенного анекдота: "Городские власти запретили торговлю возле метро. В связи с этим станция метро имени академика Барабашова прекращает свое существование". Шутки шутками, но число занятых на рынке оценивается в 60-70 тысяч человек. Точной цифры нет и быть не может: на рынке нелегально работают тысячи гастарбайтеров.

    Кризис вносит свои коррективы. Очевидно, что превращение не слишком цивилизованного рынка в город гипермаркетов и торговых центров откладывается на неопределенный срок. Впрочем, "челноки" видят здесь для себя положительную сторону: рост расходов на содержание торговых мест незамедлительно скажется на увеличении цен на товар. А значит, тем же курянам придется вновь переориентироваться на Черкизовский рынок в Москве. До наступления тех времен баба Галя планирует все так же ездить с сумками из Харькова в Белгород и обратно, "договариваясь" о чем-то с проводниками и таможенниками…

    Дешево и …криво

    Поддавшись на дешевизну, корреспондент "РГ" решил приобрести ко дню рождения крестника настольный хоккей. В Белгороде настольная игра от популярной шведской компании обошлась бы в 3200 рублей. На "Барабашке" за хоккей с аналогичными тактико-техническими характеристиками вьетнамский продавец запросил 180 гривен (около 750 рублей).

    - Но он хоть у вас хороший?

    Хозяин торопливо закивал головой, уверенно подтвердил, что корпус игрушки металлический. Вот только объяснить, как ей пользоваться, он не сможет, поскольку сам играть не умеет…

    По возвращении с заграничного шопинга выяснилось, что в коробке с хоккеем не хватает фигурок игроков. Проблему решили быстро, благо отец крестника - мастер на все руки. Однако уже через пару дней активного использования презент приказал долго жить: механизмы управления игроками рассыпались прямо на глазах. Что ж, личный опыт демонстрирует, что хорошее дешевым не бывает, а бесплатный сыр невозможно встретить даже на рынке образца начала 90-х. 

    Поделиться