26.01.2009 05:00
    Поделиться

    Поэт Сергей Сеничев выпустил книгу "Диагноз: гений"

    Вчера в Центральном доме литератора в Москве прошел первый крупный вечер поэта из Саранска Сергея Сеничева, который представлял свою книгу "Диагноз: гений. Комментарии к общеизвестному". Вел вечер журналист, писатель и поэт Дмитрий Быков.

    Сергей Сеничев стал известен за пределами Саранска после выхода его книги о Блоке и его жене Любови Дмитриевне Менделеевой. До этого он выпустил четыре книги стихов и отличился тем, что писал "Онегина" в номер - роман в стихах для саранской газеты, чем у себя на родине и прославился.

    Когда вышла книга о Блоке, то не всем она пришлась по душе. Некоторые усмотрели в ней запанибратское отношение к великому поэту, например, Сеничев позволил себе назвать Блока Сашурой.

    По этому поводу Сеничев на вечере даже привел довольно занятный диалог, который произошел у него с редактором издательства, когда он "устраивал" Блока. Издательницу как раз-то и задело, что Сергей Сеничев.он называл великого поэта Сашурой - как пацана, как только родные его называли. "Да вы вообще кто - писатель? У вас книги выходили?" - спросила она. "Да, у меня вышло 4 книги стихов", - ответил Сеничев. " Стихов! - всплеснула она руками и хлопнула себя по ляжкам. - Я вас про книги спрашиваю!". "А Александр Александрович Блок, по-вашему, книжки чего писал?" Тут терпение дамы, которая издала столько книг, сколько Сеничев, по ее мнению, за всю жизнь не читал, лопнуло, и она перешла на мат.

    Подобного кренделя с панибратством ждали и от новой книги Сеничева. И в каком-то смысле не ошиблись. Так, он прямо говорит, что Гумилев был классическим психопатом, психопатом был и Белый. Карл Брюллов - пьяница и любитель молоденьких особ. Андерсен - самый "гадкий утенок" и один из наиболее ярко выраженных садо-мазохистов мировой литературы. Ну и так далее.

    "Если я и писал какие-то гадости об этих людях, то не потому, что я мизантроп, - объяснил он. - Нам в школе втолковывали, что Менделеев увидел свою таблицу во сне, Архимед выскочил из ванны с криком "Эврика!", а на Ньютона упало яблоко. Я же хотел показать, что эти были живые люди, и что им пришлось за свой дар заплатить такую цену, которая нам и не снилась".

    Многих интересовал критерий, по которому поэт выбирал гениев для книги. Потому что там оказались люди, которые, безусловно, талантливые, но вот гении ли они? Кто же туда попадал в первую очередь?

    - Те, кто побольнее, - лукаво предположил Быков под смех зала. По словам же Сеничева, он выбирал гениев субъективно и не претендует на звание эксперта по гениям.

    Дмитрий Быков.Быков, периодически лоснившийся от удовольствия как кот, пожурил автора за неточности.

    "У меня вызывает сомнение, что в конце жизни Куприна привезли в Россию как вещь, - заявил он. - То, что он приехал в очень расслабленном состоянии, это верно. Но была одна история, которая доказывает, что кое-что он все-таки понимал. Он приехал в Гатчину, где его должны были чествовать. Но он сбежал на станцию, где сторожем работал помнивший его старик. И вместе с ним принялся квасить, пропустив все торжество. После этой попойки и умер вскоре. Это доказывает, что человек все-таки соображал", - подытожил он.

    Еще фраза, вызвавшая сомнение у Быкова - "великий толстяк Золя". "Золя был худее меня, а ведь и меня толстяком назвать сложно, - без ложной скромности заметил Быков, хитро улыбаясь. - Золя весил 83 кило. А после женитьбы даже скинул вес. Просто он был маленький и людям комплекции Сеничева, конечно, должно казаться, что это толстяк. А мы считаем, что это просто плотность. Мы с Золя".

    Предполагается, что книг о гениях должно быть три, вышла пока первая. В ней сначала дается краткие биографии гениев, а за тем идут разделы "Вундеркинды и старожилы", "Вусмерть и мнимо больные", "Великие чудаки", "Великие алкоголики", "Великие наркоманы". И раздел "Как они творили".

    Чтиво - а именно так представил Сеничев свой труд - действительно увлекательное и любопытное. Там много всяких мелких, но забавных деталей, которые как раз и иллюстрируют гения как своеобразного человека, который крутится в этой жизни сугубо по своей орбите. Эйнштейн не носил носков, и у него на это было, между прочим, веское основание: большой палец ноги рано или поздно продырявит носок, так чего же его надевать. (Эх, послушался бы его в свое время директор Всемирного банка Пол Вулфовиц, глядишь, и не опозорился бы на весь мир дырявыми носками с торчащими из них пальцами). Даниил Андреев любил ходить по улицам босиком, а чтобы не смущать народ, маскировался: вырезал у тапочек подошвы и так ходил. Но пятки все равно сверкали. Никола Тесла получал вести от самих марсиан (понятно, ведь ученый), Руссо переписывался с Богом (ну а как же, ведь философ, мыслитель), а Гоголь отправил письмо собственному гению (тут уж попахивает поклонением собственному кумиру, но для людей искусства это даже нормально).

    В то же время книгу можно назвать и пугающей. Когда на одном квадратном метре собирают людей, добрая половина которых мучается подагрой, депрессиями, болями во всех уголках тела, тошнотой, резями и запорами, а вторая чудит, пьет как десять сапожников и чем только не колется, чтоб "заторчать" от глюков и вдохновиться, то поневоле начинается казаться, что попадаешь то ли в лазарет, то ли в дурдом. Невольно вспоминается диалог Хоботова с Людочкой из "Покровских ворот": тот потерял ногу, этот руку, а того зарезали. - Они все как сговорились".

    В "Диагнозе" особо подчеркивается тот факт, что гениальность обычно сопровождается либо физическими, либо психическими отклонениями. Но таки и остается тайной, почему же алкоголиков, подагриков и наркоманов все-таки больше, чем гениев. То есть почему не всякий алкаш - гений (но таковым себя считать пытается)?

    И еще - бывают ли гении без отклонений? Ау, нормальные, гармоничные, без закидонов гении, отзовитесь! 

    Поделиться