19.01.2009 04:00
    Поделиться

    Юрий Росляк: Сбросив лишний жирок, Москва станет еще работоспособней

    Юрий Росляк: Нисколько не сомневаюсь, что, сбросив лишний жирок, Москва станет еще работоспособней

    Мировой экономический кризис достал и благополучную Москву, в начале его ощущавшую себя неким островком безопасности.

    И теперь все чаще московские власти говорят о необходимости экономии и оптимизации расходов. Но достаточно ли одного этого, чтобы выстоять? На что еще ставит российская столица в борьбе за выживание в наши дни? Об этом - беседа корреспондента "РГ" с первым заместителем мэра Москвы, руководителем комплекса экономической политики и развития Юрием Росляком.

    На месте не стоять

    Российская газета: Юрий Витальевич, в чем состоит суть антикризисной программы Москвы?

    Юрий Росляк: Правительство Москвы отдает себе отчет в том, что возможности у него сейчас более ограничены, чем прежде, так как доходы будут расти, конечно же, более медленными темпами по сравнению с предыдущими годами. В частности, если в прошлом году город имел в своей казне 1 триллион 281 миллиард рублей, то на этот год пока ожидается 1 триллион 387 миллиардов, притом что планируемые расходы составляют 1 триллион 462 миллиарда рублей. То есть 74,5 миллиарда рублей оказались в дефиците. Тем не менее в программе города на 2009 год поставлена задача обеспечить условия для дальнейшего повышения благосостояния москвичей, то есть роста зарплат и доплат к пенсиям. Самые маленькие пенсии к 1 декабря должны достичь двукратной величины прожиточного минимума пенсионера.

    Поэтому выход у нас сейчас один: сохранять объемы производства и занятость населения. Ведь если допустить массовые увольнения, то не просто людям придется жить на пособие - остановится производство и как следствие - поступление налогов. И тогда сложности с наполнением бюджета еще больше возрастут. Поэтому у нас на 2009 год записано: уровень безработицы в городе не должен превысить одного процента.

    РГ: Вы знаете, как этого добиться?

    Росляк: Будем широко использовать механизм привлечения на работу по выполнению городского заказа. К примеру, тот же капитальный ремонт жилья продолжится в еще большем объеме. Если за 2008 год было отремонтировано 1 миллион 700 тысяч квадратных метров домов, то в течение 2009-го планируется привести в порядок 4 миллиона квадратов. Целая программа мер намечена и по поддержке малого бизнеса. Для его предприятий на этот год установлена единая минимальная арендная ставка в размере 1 тысячи рублей за квадрат. Это огромная льгота (ее "стоимость" 5 млрд рублей), так как подобная цена в несколько раз ниже реальной рыночной.

    РГ: В Москве, как известно, насчитывается около 214 тысяч предприятий малого бизнеса?

    Росляк: Не все они арендуют офисы у города. У кого-то есть свои помещения, кто-то работает в зданиях, находящихся в федеральной или частной собственности. Поэтому правительство Москвы обратилось с предложением к Росимуществу установить такую же льготную ставку для всех малых предпринимателей - тоже не более 1 тысячи рублей за квадратный метр. Надеемся получить в этом поддержку. С аналогичным предложением вышли и к частным владельцам офисов. Думаю, что и им есть смысл принять его, сохранив таким образом арендаторов, а значит, и свои доходы, пусть и в несколько меньшем размере. Это в конечном итоге тоже поможет сохранить бизнес, деловую активность, а значит, и работу для москвичей.

    РГ: В СМИ появились сообщения, что из офисных зданий в центре столицы арендаторы уже начали съезжать.

    Росляк: Но это как раз нормальный рыночный процесс. Своими запредельными ценами на аренду недвижимости Москва еще недавно поражала всю Европу. Таких цен нет ни в Мюнхене, ни в Вене... Но было престижно иметь офис именно на Тверской или Арбате. А сегодня компании считают, есть ли у них возможность отрывать средства от бизнеса и платить за этот престиж. И главное, насколько это целесообразно экономически. Многие принимают решение уйти из помещений класса А в класс В и поближе к периферии города.

    Свои и чужие

    РГ: Москва активно поддержала предложение Владимира Путина о сокращении вдвое привлеченных мигрантов... Это значит, что в городе вместо прежних 500 тысяч гастарбайтеров останется только 250 тысяч?

    Росляк: Может быть, и меньше. Правительство Москвы действительно считает, что сегодня особенно жестко следует подходить к миграционной политике. Наша позиция такова: предприятие может использовать иностранных работников только в случае, если не смогло найти таких специалистов на своем рынке труда. Его конкретный заказ и должен быть основанием для привлечения кадров из-за границы. Для контроля же за использованием труда каждого мигранта в столице разработан вполне реальный инструмент - электронная карта гостя. В течение пяти минут любой иностранец может получить ее при пересечении границы. Зато потом не составит труда проследить за его передвижениями по стране. Сегодня этого нет: пересек границу - и растворился на необъятных российских просторах.

    РГ: Начиная с этого года в столице заработал городской департамент труда и занятости. Какова его цель?

    Росляк: Создавать условия для появления новых рабочих мест, делать все, чтобы они становились немедленно доступными для всех нуждающихся в работе. А главное - способствовать сохранению занятости на действующих предприятиях.

    РГ: На одном из недавних заседаний правительства Москвы перед предприятиями города была поставлена задача: прежде чем начать массовое увольнение работников, их необходимо переобучить. Известно, на кого переучивать сокращенных москвичей? Кто нуждается в кадрах? Вот, например, первыми под прицел безработицы попали банковские служащие, компьютерщики... Куда им идти?

    Росляк: Прежде всего - в реальный сектор экономики. Сложнее бывшим так называемым посредникам, которые занимались перепродажей той же недвижимости. Вот им лучше подумать о смене профессии. Например, пойти в дорожно-транспортное строительство города.

    РГ: А на нем кризис не поставит точку?

    Росляк: Нет. Метрополитен строился даже в 1941 году, когда фашисты стояли под Москвой. Нет такой силы, которая помешала бы столице развивать его и всю транспортную инфраструктуру и сейчас. Напротив, в связи с разработкой федеральной программы транспортного развития столичного региона этот вид строительства сейчас выходит на принципиально новый уровень. Проект ее ожидает рассмотрения президиума правительства РФ, которое планируется в первом квартале этого года. Этим документом предусматривается до 2015 года освоить 2 триллиона рублей. Важность дорожного строительства трудно переоценить: по оценке специалистов, Москва теряет из-за простоев на дорогах от 6 до 8 процентов регионального валового продукта, а реализация намеченной программы, напротив, увеличит его прирост на 15-16 процентов в год.

    Квартирный вопрос не терпит отлагательства

    РГ: В последние годы в городе вводилось по 2,5 миллиона квадратных метров квартир для очередников и других участников социальных программ. Власти обещают сохранить возможность улучшения жилищных условий для москвичей. За счет чего?

    Росляк: Во-первых, город продолжит строить по горзаказу, то есть за счет бюджетных средств. Во-вторых, мы могли бы поддер-жать строительство, которое ведется на средства инвесторов. В столице сейчас немало домов, которые компании довели до уровня пятого-шестого этажа и остановились, так как нет денег. Их мог бы дать город из бюджета, выступив соинвестором. Благодаря этому на стройках сохранятся рабочие места и ускорится ввод жилья уже на готовых стройплощадках, с подведенной к ним инфраструктурой. К сожалению, российское законодательство позволяет субъектам РФ только строить жилье самим либо покупать его готовым. В настоящее время этого мало, и столица намерена с помощью законодательной инициативы добиться права для регионов выступать соинвесторами.

    РГ: И сколько же еще жилья может получить город за счет этого?

    Росляк: По прогнозной оценке, в разной степени реализации сейчас находится примерно 5 миллионов квадратных метров жилья. Даже если город выступит соинвестором всего одной десятой от этой величины, и то добавится до полумиллиона квадратов для социальных нужд!

    РГ: Какой прок! Покупать-то квартиры сейчас все равно некому... Богатые в основном уже купили, а бедным не по карману нынешние кредиты...

    Росляк: Именно потому мы и постарались сохранить социальную ипотеку - чтобы у москвичей не пропало желание участвовать в социальных программах. По городским стандартам ставка за пользование кредитами ее участниками находится сейчас на уровне 11 процентов годовых. Сравните с коммерческими банками, где ставка минимум 20 процентов годовых в рублях и 16 - в валюте. Да и на таких условиях сейчас на 15-20 лет вам никто кредита не даст. А наши очередники его получают. В результате по планам 2009 года они смогут выкупить примерно 400 тысяч квадратных метров квартир.

    Скорая помощь для экономики

    РГ: Дело, очевидно, усугубляет то, что сократилось и количество зарубежных инвестиций...

    Росляк: Это правда. Но что радует: знаете, кто покинул Москву? Финансовые или так называемые портфельные инвесторы, которые в связи с крушением финансового рынка прекратили работу в России. Зато те, кто работал в реальном секторе, так и продолжают работать. Они понимают, что Москва и Россия - емкий рынок, и продолжают удовлетворять его потребности. В этом состоит стратегический интерес для многих компаний. К примеру, "Автофрамос", который в конце прошлого года останавливал конвейер, после продолжительных каникул вновь запустил его. Ему есть что предложить в нынешних условиях рынку: конкурентоспособные и недорогие автомобили. В условиях подъема пошлин на ввоз иномарок его продукция будет наверняка востребована. Не случайно на предприятии даже подготовили новую модель - достаточно эксклюзивную - Renault Sandero. Скоро ее поставят на конвейер.

    РГ: На днях в "РГ" была опубликована статья мэра Москвы Юрия Лужкова "Монетаристский курс - не выход из кризиса", в которой он утверждает, что высокая ставка рефинансирования, установленная Центробанком, больно бьет по реальному производству. Московская экономика это ощущает на себе?

    Росляк: Конечно! Раньше предприятие брало кредит под 10-11 процентов годовых, а теперь ему надо платить 20 процентов годовых в рублях и 16 - в валюте. К тому же дают его не на полный производственный цикл, который занимает, как правило, год, а на три месяца. Да еще и требуют застраховать сделку, плюс дисконтированный залог... Все это ведет к еще большему удорожанию кредита. В результате ставка рефинансирования становится генератором разогрева инфляции. Итог плачевен: только за ноябрь-декабрь производство в Москве упало на 15 процентов.

    РГ: В столице существуют определенные механизмы поддержки предприятий реального сектора - например, субсидирование части процентной ставки по коммерческому кредиту. Какие есть идеи по развитию мер поддержки?

    Росляк: Этот механизм на самом деле крайне неэффективен, и пользоваться им можно очень ограниченно. По сути, деньги бюджета безвозмездно уходят на выплату завышенного процента банку. Пользы - ни для предприятия, ни для города. Неразумная трата денег. Другое дело, если бы вернуть возможность бюджетного кредитования предприятий, когда город за счет собственных средств предоставляет кредит, скажем, под процент в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ. Предприятие спустя установленное время возвращает деньги, а город на этом еще и зарабатывает проценты. К сожалению, министр финансов РФ Алексей Кудрин выступает против такого механизма. В итоге многие предприятия столицы сейчас нередко оказываются даже без оборотных средств и денег на зарплаты.

    РГ: Москва собирается воспользоваться помощью государства структурообразующим предприятиям, список которых сейчас составляется?

    Росляк: Да. Порядка 80 столичных предприятий надеются на такую помощь.

    РГ: Юрий Витальевич! Если прибегнуть к медицинской терминологии, как вы оцениваете сейчас здоровье экономики города? Она тяжело больна или просто слегка простужена?

    Росляк: Я бы сказал иначе: она находится на диете с целью оздоровительного снижения веса. Ни на минуту не сомневаюсь, что, сбросив лишний жирок, из этой ситуации она выйдет еще более работоспособной.

    РГ: А вам самому как работается в этих условиях?

    Росляк: С огромным интересом!

    Сердечно поздравляем Юрия Витальевича Росляка - автора и большого друга "Российской газеты" с 55-летием!

    Поделиться