14.01.2009 00:00
    Поделиться

    "Карфагенский мыс" в Тунисе

    "Это очень интересный город", - заинтриговал нас гид со сказочным именем Алладин. Впрочем под словом "интересный" можно было понимать все что угодно, потому что кроме этого прилагательного других он не знал. Так и получалось у него, что и оливковые деревья в Тунисе интересные, и дорожное движение и сама страна, да и все остальное тоже.

    Тем не менее город, в который мы приехали, действительно поразил. И не то чтобы своим блеском и роскошью. Скорее это классический тунисский город, с традиционной архитектурой, но очень уютный и комфортный. Бело-голубой город. Монмартр Туниса. Сиди-бу-Саид. Как только его не называют.

    Оказавшись в первый раз в Тунисе даже не сразу веришь, что эта арабская страна. Очень уж многое напоминает об Европе - дает о себе знать колониальное наследие Франции. Французские винодельни, архитектура и язык составляют современную основу повседневной жизни Туниса и сосуществуют с традиционным арабским бытом. Контрастность двух культур проявляется в этой стране повсюду. Но только не в Сиди-бу-Саиде. Напротив, он очень тонко передает восточный колорит этой арабской страны. 

    Карфагенский мыс

    Расположился этот небольшой городок на берегу Тунисского залива в одном из красивейших мест. Совсем недалеко от него раскинулись развалины Карфагена, некогда являвшегося центром всей северной Африки. Отсюда и еще одно название города - "карфагенский мыс", данное римлянами из-за его характерного расположения. В центре него действительно находится гора, а если вернее большой холм. Именно он и позволил Сиди-бу-Саиду стать маяком для древних мореплавателей. Уже позднее корсары сделали его своим символом и центром антихристианского пиратства. Из-за этого носителям христианской веры путь в город был закрыт до 1820 года. 

    По поводу названия города существуют несколько легенд. Одна из них гласит, что святой Луис не умер на холмах Бирсы, а покинул французскую армию, женился на берберской девушке и стал местным святым Бу Саидом. Последний прославился как исцеляющий ревматизм и гипнотизирующий скорпионов. Однако другие источники связывают основание города с именем исламского святого халифа Абу Саида, чья усыпальница находится в этом городе. Родился Абу Саид в 1156 году и посвятил свою жизнь исламу. Он много путешествовал по Ближнему Востоку, после чего вернулся в Тунис и обосновался в небольшой деревушке Джебель эль-Манар, что в переводе с арабского означало "горящая гора". В современном понимании это ни что иное как "маяк", поскольку, как уже упоминалось выше, деревня использовалась в пунические и римские времена для навигации судов. После смерти в 1256 году Абу Саид был здесь похоронен, а к его могиле устремились многочисленные паломники-пилигримы, что и положило начало появлению города. 

    В XVIII веке здесь развернулось строительство дорогих вилл и домов для богатых граждан, были проложены дороги и коммуникации. И город принял очертания, дошедшие практически без изменений до наших дней. За окраску городских зданий его часто называют бело-голубым. И, правда, практически все постройки окрашены в белый цвет, а двери и ставни в небесно-голубой, даже ближе к бирюзовому. Решение придать городку такую окраску было принято в начале ХХ века благодаря дизайнерской находке барона Рудольфа д'Эрланже. Барон, увлекавшийся живописью и являвшийся большим знатоком арабской музыки, сделал как для города, так и для всего арабского искусства очень много. Он был одним из инициаторов Каирского конгресса арабской музыки, а также является автором шеститомной работы о последней. "Дом Барона", построенный на склоне холма, является национальным достоянием. Сейчас в нем располагается музей музыки.

    "Знак качества"

    Современный путешественник увидит исключительно живописный город, в центре которого находится рибат, построенный мусульманами средних веков на одной из вершин холмов мыса Карфаген с целью защиты побережья от крестоносцев. Но большая часть городских построек раскинулась вдоль берега. Много среди них красивых вилл, среди которых наибольшей помпезностью выделяется резиденция президента страны Зин эль-Абидин Бен Али. От центра города, где обычно останавливаются все автобусы, пестрым караваном тянется к вершине холма караван туристов, желающих полюбоваться городом с видовой площадки расположившейся на его вершине. Здесь же их встречают многочисленные торговцы, наперебой предлагающие художественные "шедевры" местных мастеров.

    Сколько стоит? - поинтересовался я, взяв в руки небольшую ярко разукрашенную тарелку. Не успел я закончить свой вопрос, как расторопный продавец увлек меня вовнутрь своего магазинчика. Разнообразие товаров, представленное здесь поражало еще больше чем то, что было выставлено на улице. Рассказывая о достоинствах своей продукции, Хамди (так представился мне улыбчивый торговец) постоянно обращал мое внимание на фирменный штамп Sidi Bou Said на обратной стороне каждого изделия. Такой знак качества, по его словам, не найдешь нигде в Тунисе. В конечном счете после непродолжительного спора цена за тарелку уменьшилась наполовину. Впрочем, для арабского рынка это вполне обычное явление.

    И вот в обнимку с приобретенным сувениром вдоль белоснежных домов по узеньким мощенным камнем улочкам я устремляюсь на мыс, откуда открывается великолепный вид на Тунисский залив. Тут же расположились небольшие кафе, предлагающие насладиться утомившимся подъемом зеленым чаем. Местные жители почему-то предпочитают его смаковать с кедровыми орешками. Для ценителей изысканных вин здесь найдутся неплохие сорта местных виноделов: французы оставили здесь прекрасные виноградники. 

    Но есть, пожалуй, более интересный напиток, который можно отведать далеко не в каждом кафе города. Это "Буха". Местная инжирная водка по крепости немного уступающая русской, но по запаху и вкусу очень напоминающая наш самогон. По поводу названия этого напитка ходит много легенд. Одна из них гласит, что в 1920-х гг., спасаясь от красных, в тунисский порт Бизерта пришла эскадра Врангеля. Тогда-то российские инженеры и изобрели этот алкогольный напиток, который перегоняли из инжира. Название напитку дали незатейливое - "Буха" (от слова "бухать"). На самом же деле держателем оригинального рецепта "Бухи" является семейство тунисских евреев Букобза. В семитских языках звуки "х" и "к" часто взаимозаменяемы. Поэтому некоторые ценители этого напитка справедливо полагают, что название этого напитка произошло от усечения фамилии изготовителя. 

    Город-музей

    Однако отнюдь не алкогольными напитками славится этот город. Его достоянием и гордостью являются жители, среди которых много художников и архитекторов. То и дело на улицах Сиди-бу-Саида встречаются студенты с планшетами в руках, делающие наброски местных архитектурных "шедевров". На пути к мысу мое внимание привлекли двое из них. Утомленный полуденным солнцем юноша старательно переносил на листок белой бумаги очертания небольшого домика, построенного по классическим андалусским канонам. В это же время его коллега, устроившись в тени раскинувшего свои ветки дерева возле начисто выбеленной стены, давал ему какие-то советы. Из переулка доносился оживленный спор другой группы студентов, по-видимому, обсуждавших достоинства и недостатки современной архитектуры. 

    Кстати сказать, молодые тунисцы весьма неохотно приобретают квартиры в современных многоэтажных жилых домах. Да и встречаются в Тунисе они изредка. Предпочтение отдается небольшим двух-трехэтажным домикам, построенных в традиционном арабском стиле. Традиционная архитектура не предусматривает роскошных фасадов или больших окон. Напротив дома больше напоминают собой маленькие крепости с узенькими или наглухо закрытыми ставнями оконцами. Более того, по сложившейся традиции если дети не могут приобрести себе землю для дома, они надстраивают этаж сверху над родительским. И далеко не всегда его архитектурный стиль соответствует тому, что был заложен первоначально при строительстве дома. В частности, такие разношерстные дома опоясывают кольцом столицу страны. Но все это не касается Сиди-бу-Саида, чье простое, но очень привлекательное архитектурное наследие тщательно оберегается его жителями.

    Виртуозность, гармоничность и утонченность - вот главные черты андалусской архитектуры, в стиле которой отстроен город. В конце позапрошлого тысячелетия этот стиль получил широкое распространение по всему Магрибу, однако до наших дней дошли лишь небольшие его островки. Одним их которых и является Сиди-бу-Саид. Этот стиль зародился на Пиренейском полуострове в Андалусии. Название этого региона, принадлежавшего с 711 по 1492 год арабам, происходит от арабского аль-Андалус. Очень часто в литературе этот стиль именуется также "мавританским", поскольку римляне называли маврами всех жителей Северной Африки. 

    Сиди-бу-Саид - это и Магриб, и Андалусия. Напомним, что и Кордова, и Гранада, и Севилья и прочие города Андалусии считались в VII-XIII веках такой же частью Магриба, как Тунис, Алжир и Марокко. "Пиренейский Магриб" был лучшей частью этого региона, диктовавшей свои законы в области музыки, архитектуры и духовной жизни. И наследие андалусских мастеров сохранилось в Сиди-бу-Саиде в первозданном виде. Это типичное селение, где различные стили архитектурных направлений гармонично переплетаются. Сиди-бу-Саид - это "город-музей", где каждое здание, каждая улочка является своеобразным экспонатом, достойным чтобы его созерцали. Здесь все осталось так, как и много веков назад. 

    По улицам и переулкам города разбросаны небольшие картинные галереи и магазинчики, продающие картины, тарелки, вазы. Впрочем любитель восточного искусства сможет найти здесь себе практически любой товар, который украсит его домашний интерьер. В прогулку по городу можно включить и посещение местной картинной галереи, пройти по рынку, где продаются традиционные сувениры и восточные сладости, а также осмотреть усыпальницу Сиди-бу-Саида, некогда служившую местом казни преступников. Живописность города особо охраняется муниципалитетом: французам пришлось проложить под землей телефонные и электрические кабели, а местные власти штрафуют домовладельцев, если их удается уличить, что ежегодно они не белят дома и не красят окна голубой краской.

    Тунисский "Голливуд" 

    Впрочем известен Сиди-бу-Саид не только своими творческими жителями и архитектурой. Мировую известность он получил, когда здесь снимали продолжение приключений Анжелики. "Анжелика и Султан" с Мишель Мирсье в главной роли вышел в кинопрокат в 1968 году. По сюжету кинофильма Анжелика попадает в Марокко, где должна была стать одной из жен султана. Однако на самом деле все действия происходят на туниской земле недалеко от Сиди-Бу-Саида. Французскую съемочную группу "Анжелики и султана" удостоил приема даже первый президент Туниса Хабиб Бургиба. А роль султана исполнил известный тунисский актер Али Бен Айед. 

    Так уж вышло, что уникальная природа страны и оставшиеся здесь памятники Римской империи позволили Тунису принять активное участие в мировой киноиндустрии. Чего стоят только фильмы "Гладиатор" и "Звездные войны", съемки которых проходили на территории страны. Теперь каждый турист может побывать в роли римского гладиатора на арене прекрасно сохранившегося колизея в Эль-Джеме или стать ненадолго обитателем загадочной планеты Татуин в туниской пустыне.

    Поделиться