22.12.2008 14:50
    Поделиться

    Екатерина Лахова: Брянские власти смогли приостановить детоторговлю

    Депутат Государственной Думы Екатерина Лахова  много лет  активно работает в Брянской области.  "Союз Женщин России", который   она возглавляет, причастен ко многим инициативам, реализованным на Брянской земле. Об  итогах года и планах Екатерина Лахова рассказала "Российской газете".
     
    Российская газета:  Екатерина Филипповна, завершается Год семьи.  Нет ощущения, что наше общество не слишком продвинулось  дальше деклараций?

    Екатерина Лахова:  Недавно мы отметили столетие  первого  российского женского съезда. В Петербурге прошел форум, который привлек внимание многих иностранных гостий.  В некоторых странах процент присутствия женщин во властных  и других структурах очень высок. Нельзя, конечно, ставить знак равенства между  нами и европейцами. У наших  женщин семейные ценности на первом месте, а у них - тяга к свободе, желание играть активную роль в политике и управлении. И все же нам тоже есть чему поучиться. Впрочем, не только у иностранцев. Мне нравится, как работают власти Белгородской области, сумевшие найти ненавязчивый способ взаимодействия с церковью. В  нашей стране число абортов  снизилось с пяти миллионов до миллиона в год, а вот в Белгороде цифры в пять раз ниже, чем  среднероссийские. В Калуге вслед за Самарой появилось  министерство по делам семьи:  Самара в этом плане имеет уже семнадцатилетний опыт. На форуме  в Петербурге мы говорили о том, как избежать кризисов в семье и улучшить взаимоотношения супругов. Этим должно заниматься не государство, а общественные организации. Ведь заболевший человек идет не  в департамент здравоохранения, а в поликлинику. Очень интересным опытом поделились ивановцы. Трудный дотационный регион. Как многие другие, он не может похвастать демографическими показателями. В Иванове сделали акцент на здоровье мужчин. Сейчас продолжительность жизни  сильного пола немного увеличилась, но ведь в тех же брянских селах глава семьи живет в среднем 56 - 58 лет.  Виновата прежде всего алкоголизация, люди недовольны работой и доходами. Для российского мужчины это важно, так как он всегда считался основным добытчиком в семье. Поэтому Иваново занялось развитием андрологической службы, всем, что связано с бесплодием.

    РГ: В Брянске уже несколько месяцев работает Центр репродукции. Жители области  хорошо знают, насколько велика ваша роль в его открытии. Оправдались ли усилия?

    Лахова: Роль этого  Центра еще не совсем оценена. Ученые, побывавшие здесь, в один голос признают, что он уникален. Обследования проходят не только  женщины и уже  более 1200 мужчин. Прекрасно оснащенная лаборатория позволяет установить точный диагноз, семейной паре не нужно разъезжать по различным лечебным учреждениям, она получит помощь в одном месте . Успешно применен метод экстракорпорального оплодотворения.  К сожалению, резко обозначился дефицит медицинских кадров, эмбриологов прежде всего. И это объяснимо. Ведь  несколько лет назад, когда  Владимир  Путин впервые произнес слово "родовспоможение", многие изумились: что это такое? Но за последние годы для поддержки семьи сделано уже очень много. Например, мы долго пробивали проект закона об индексации выплат, и  он  был принят.

    РГ: Недавно мир узнал о новой трагедии в США, где  погиб ребенок,  оставленный в машине под палящим солнцем. Только из Брянской области иностранцы ежегодно увозили по 170 детей. Когда прекратится эта торговля?

    Лахова: К сожалению, такое же положение  было и в других регионах. Брянские власти смогли приостановить  этот бизнес, сейчас иностранцами усыновляется около 20 ребятишек в год. Но, по моему убеждению, ни один ребенок не должен покидать пределов своей Родины. Когда мы начали разбираться в механизмах "работорговли", то поняли, что она была выгодна и органам опеки, и работникам правоохранительной системы, и судебной власти. Вроде бы приоритет в таких случаях отдается российским семьям, желающим усыновить ребенка, однако на деле все иначе. Представители  областной организации "Союза женщин России" провели свое расследование.  Они звонили в орган опеки и  говорили о желании усыновить ребенка. В ответ слышали: "Да зачем вам это нужно? Вы что, не понимаете,  какие у него родители?"  А вот когда  звонила "иностранка", разговор был уже совсем иным - милости просим. Самый разумный выход - приемные семьи. Когда государство начало  выделять средства для них, ситуация улучшилась. Но нужно тщательно подбирать  родителей и контролировать жизнь ребенка.

    РГ: Часто беззащитными оказываются не только малолетние дети, но и подростки. Особенно те, которые попадают из детдомов в профессиональные училища. Что может предпринять государство?

    Лахова: На последней коллегии у брянского губернатора Николая Денина мы как раз и обсуждали этот вопрос. Общественное движение "Женщины Брянщины"  занимается судьбой сирот, которые совершенно неподготовленными попадают во взрослую жизнь. Вот сейчас отстаиваем  право одного из мальчиков на жилье, которое у него пытаются отнять. Защитить сложно даже нам, а представляете, каково одинокому подростку? Знаем, что  многие сироты сейчас работают на стройках в других областях,  и это большая проблема, потому что ребят обманывают, калечат - и никто не несет ответственности. А ее должно нести в том числе и образование. Именно оно, считаю, тормозило реформу  детских учреждений. В Брянской области недавно создали комитет по делам женщин, семьи и детей, которому полностью передали  опеку. Удалось открыть первые кадетские школы - замечательный почин. Это крупицы нового опыта, и хочется, чтобы все  происходило быстрее.

    На коллегии брянского губернатора мы обсуждали проблему профессиональных училищ в целом. Государство сбросило их содержание  на региональные бюджеты, и сразу стало трудно. В Брянской области четырнадцать училищ расположены в сельских районах. Сейчас нужно внимательно посмотреть, кого и как они готовят. В городе заводы уже  работают с ПТУ, а вот   руководители сельхозпредприятий не понимают, что за кадры нужно бороться, прививать  ребятам любовь к земле. На коллегии решили не закрывать ни одного училища, а провести их реструктуризацию.

     РГ:  Семьям  в предстоящие месяцы придется испытать нелегкий удар - безработицу. Как его смягчить?

    Лахова: Очевидно, что из-за кризиса бюджеты субъектов Федерации сократятся. Сейчас дана воля стихии, и она на руку оппозиции, но ее оценки  далеки от действительности. Мы изучали положение вместе со службой занятости. Пока уровень безработицы  в Брянской области тот же, что и в начале года. При этом есть полторы тысячи вакансий.  Уровень предлагаемой зарплаты - от 4 до 15 тысяч рублей. Нам не хватает информационного сопровождения,  мы порой не знаем, что происходит на рынке труда. Трудно оправдать и пассивность здоровых людей. Нельзя сидеть и ждать, что государство каждый месяц будет тебе платить  пособие. Во-первых, 4900 рублей будут получать не все, а во-вторых, нельзя развивать в себе иждивенчество. Можно с помощью службы занятости получить новую специальность. С другой стороны, власть обязана изменить хотя бы  отношение к специальностям, считающимся непрестижными. Вот калужане взяли и отправили своего лучшего дворника,  который выиграл профессиональный конкурс, в Париж.

    РГ: Сейчас даже в строительстве многие стали безработными.  Между тем в выигрыше  оказались те регионы, где массово возводились  частные дома.

    Лахова: Отрасль сейчас переживает кризис, однако это временные  трудности. Для рассмотрения вопросов малоэтажного строительства в Брянск  недавно приезжал  заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ, координатор проекта  партии "Единая Россия" "Свой дом" Александр Коган. Уверена, что в этой сфере будут серьезные сдвиги. Нужно, чтобы активнее работали и муниципальные власти. Будет замечательно, если семьи, живущие  в многоэтажках, смогут наконец  спуститься  на землю. Вспоминаю, с какой теплотой  и любовью о земле говорил патриарх Алексий II… Убеждена, что  мы должны пересмотреть и отношение  к крестьянскому труду, чтобы он не ассоциировался только с грязными свинарниками. В Жирятинском районе Брянской области по национальному проекту построен свиноводческий комплекс. Чтобы туда попасть, нужно пройти несколько фильтров, а работают там  красиво одетые ребята, каких мы видим в торговых центрах. Таким и должно стать наше сельское производство, чтобы из деревень не уезжала молодежь. В Брянской области реализуется пять подобных проектов.

    РГ: Возвратимся к делам семейным. Почему, на ваш взгляд, не сокращается число разводов?

    Лахова: Не везде. Вот в Самаре их количество уменьшилось вдвое, и неспроста. Получить развод сегодня легко. Пришли поссорившиеся супруги к мировому судье, тот спросил, есть ли у молодых людей претензии друг к другу, и выписал нужную справку через месяц. Никакого взаимодействия с властью. А в Самаре министерство по делам семьи заключило договор с судами, стало работать с ними - и вот результат. Судья не имеет право быть равнодушным, но у нас это сплошь и рядом. Когда мы проводили расследование по одному из усыновлений брянского ребенка, выяснилось, что судья ухитрился брата отправить в США, а сестру - во Францию, хотя даже закон запрещает делать это. Я попросила заменить судью и прокурора, которые занимались вопросами усыновления.

    В вопросах семейного права царит безграмотность. Сейчас снова всплыло понятие патронатной семьи, против которой  мы боремся. Ее идею привезли к нам из США. Такая семья культивирует безответственность родителей. Заключается договор между детским учреждением и гражданином, которому за воспитание ребенка выплачиваются деньги. Считается, что мальчик или девочка устроены в семью, но это обман, потому что ответственность закреплена по-прежнему не за родителем, а за детским учреждением. В конце сентября Дума приняла закон об опеке и попечительстве, он многое расставляет на свои места. Но хочу напомнить, что опека нужна и  старикам. Мы хотим, чтобы в целом улучшилось сопровождение  семьи. Эту задачу "Союз женщин России"  считает одной из основных. 

    Поделиться