17.12.2008 07:00
    Поделиться

    Анатолий Лысенко: Я порой себя чувствую просто профессиональным нищим

    Сегодня наше телевидение не ругает только ленивый. При этом количество телеканалов в каждом доме увеличивается, цифровое вещание не за горами... От того, что мы будем смотреть, зависит, какими мы станем. Какие люди стоят за эфирной картинкой? Много ли среди них настоящих профессионалов, способных передать свой опыт? Собеседник "РГ" - Анатолий Лысенко - президент Международной академии телевидения и радио.

    Российская газета: Интересно было узнать, что такое международная академия, которую вы возглавляете, и чем она отличается от Фонда "Академия Российского телевидения", что, в частности, занимается вручением ТЭФИ?

    Анатолий Лысенко: Международная академия телевидения и радио - так называется наша организация. При довольно скептическом моем отношении к слову "академия": сейчас действительно академий очень много - есть две киноакадемии и три телевизионные. Смысл названия нашей был условным. Почему ее создали? К сожалению, темпы развития телевидения достаточно быстрые, и специалисты оказались за бортом чаще всего не по своей воле. Но вместе с ними оказываются за бортом и их опыт, их знания. Второе - с разрывом хозяйственных и культурологических государственных связей пропало единое телевизионное пространство.

    РГ: Вы имеете в виду бывший Советский Союз?

    Лысенко: Да. Причем не просто информационное пространство. Была единая телевизионная школа, великолепный обмен опытом. Скажем, музыкальное телевидение: грузинское, молдавское влияло на центральное ТВ. Эстонская документалистика. Я помню знаменитый семинар по репортажу в Эстонии. Когда все "разбежались по квартирам", тогда мы решили взять на себя не очень благодарную, но объединяющую функцию. И наша академия создана не для того, чтобы тешить самолюбие, мол, вот я, академик, а для учебы, для освоения опыта. Это академия, в которой объединяются не только журналисты. Большое количество опытнейших технарей - и которые стояли у истоков телевидения, и те, кто продолжают работать сегодня.

    РГ: В технари вы записываете...

    Лысенко: Операторов, простых инженеров - создателей всякой телетехники, организаторов телевизионного процесса.

    РГ: То есть тех, кто обеспечивает вещание?

    Лысенко: Да. Для чего, собственно, мы их собрали? Во-первых, чтобы люди чувствовали, что они нужны. Во-вторых, мы для себя поняли одну вещь: делать программу сегодня практически нереально. А вот поделиться опытом, поучить, организовать, на это нас хватает. Поэтому есть огромный набор вещей, которыми мы занимаемся.

    Скажем, в этот завершающийся год самый сложный вопрос - не столько работы, сколько поберушничества. Я порой себя чувствую просто профессиональным нищим, как Паниковский.

    РГ: И на что вы живете?

    Лысенко: Где грант, где разные организации берут на себя финансирование.

    РГ: А телекомпании помогают?

    Лысенко: Не очень. Помогают агентства, разные организации.

    В этом году мы провели четвертый раз совместно с целым рядом организаций международную конференцию "Электронные СМИ и проблемы терроризма". Это было на Кипре. Нынче мы проводили такую конференцию в четвертый раз. Среди организаторов был даже президент Кипра. Он уже третий раз участвует. Как ни странно, на Кипре провести такую конференцию значительно дешевле, чем в России. Участвуют специалисты из 40 государств и международных организаций. К сожалению, тема терроризма стала интернациональной. Казалось бы, всем все понятно, но мы организовали так, что на этой конференции встречаются и журналисты, и силовики. Две силы, которые обычно очень конфликтуют. У нас одних генералов участвуют человек десять.

    Надо сказать, что такая конференция очень полезна. Во-первых, есть пути нахождения общих тенденций. Участвуют и генералы, и журналисты, работающие в "горячих точках", и организаторы телерадиопроизводства. Причем каждый раз по-другому. В этом году очень сильным было интернет-представительство. У нас много интернетчиков привлечено к работе Академии, потому что сегодня интернет стал благодатным полем для действий террористов. Ставился вопрос о воспитании толерантности, что очень важно. У нас был "круглый стол", который вели два журналиста - сириец и израильтянин, - это было очень непросто, и когда в конце конференции они подняли тост за здоровье друг друга, мы поняли, что собрались не зря.

    Второе направление - тот опыт, который у нас есть, и учеба. У нас есть целое направление, которое называется "Медиазнание". Проводим по стране целый ряд семинаров, на которые собираем журналистов, телевизионщиков. Были в Саратове, в Ханты-Мансийске, в других городах.

    РГ: И кого вы туда приглашаете?

    Лысенко: Действующих телевизионщиков, радийщиков, пролетариев региональных. Проводим для них занятия.

    РГ: И кто преподает?

    Лысенко: Занятия ведут специалисты, которые имеют опыт и авторитет. Скажем, Лев Николаев, Виктор Любовцев и другие.

    Мы проводим еще семинары электронных русскоязычных СМИ. Только что закончился очень хороший семинар в Израиле. Вывезли группу профессионалов. Занятия вели Леонид Млечин, Григорий Шевелев, Леонид Золотаревский. Участвовало около 50 журналистов из русскоязычных СМИ. Просили, чтобы такие семинары мы проводили постоянно.

    Кроме этого мы проводим еще конкурс "Россия. Взгляд со стороны". Мы организуем поездки иностранных журналистов из стран СНГ и Дальнего зарубежья по России. Договариваемся на местах с губернаторами, организациями...

    РГ: Иностранные гости пишут о России?

    Лысенко: Да, и нам очень интересно, как они видят Россию. Потом проводим конкурс работ. Жюри отсматривает их и определяет победителя тайным голосованием: каждый пишет свое мнение, и результаты складываются в специальную шкатулку, потом идет подсчет голосов. И выявляется победитель. Отсюда и название конкурса - "Эфирная шкатулка". В этом году будет подведение итогов "Эфирной шкатулки" в Дюссельдорфе.

    РГ: Такой конкурс - дорогое удовольствие?

    Лысенко: Не очень. Мы ищем пути снижения затрат. Хотя, к сожалению, иногда в голову приходит мысль, что никому, кроме нас, это и не нужно.

    А ведь кроме конкурса мы оказываем преподавательскую помощь целому ряду учебных заведений. РГГУ, Высшей школе экономики, Государственному университету культуры, Институту повышения квалификации работников телевидения и радио и Высшей школе телевидения при МГУ, которой руководит Виталий Третьяков. Недавно мы участвовали совместно с международной конфедерацией журналистов в крупной конференции "Диалог культур", которая проходила в Санкт-Петербурге. Любопытная теоретическая конференция, где были представители многих стран. Очень активно наши сотрудники работали и в жюри, и на "круглых столах". Принимали участие в дискуссиях.

    У нашей академии много планов. Мы хотим сейчас поработать над сборниками об истории телевидения. Если удастся получить грант. Но самое главное, что очень многие люди чувствуют себя нужными. Они востребованы. И их опыт - тоже.

    РГ: То есть нужны сегодня корифеи прошлых лет?

    Лысенко: Если поговорить с руководством каналов, то нет. А если с самими журналистами, то каждый раз после окончания занятий они говорят нашим академикам: "Давайте еще".

    Обсудить материал в блоге Сусанны Альпериной 

    Поделиться