12.12.2008 08:00
    Поделиться

    Валерий Зорькин: Наша Конституция оказалась очень добротной и эффективной

    Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин о главном в Основном Законе

    В преддверии праздничного юбилея со дня принятия Конституции РФ глава Конституционного суда Валерий Зорькин рассказал "РГ" о пользе и смысле Основного Закона в жизни каждого из нас.

    Российская газета : Валерий Дмитриевич, 12 декабря мы отмечаем 15-летие российской Конституции, но обыкновенный человек часто не знает, что такое Основной Закон и как им пользоваться...

    Валерий Зорькин : Даже не все профессионалы знают текст Конституции, однако конституционные принципы действуют, и это главное. Конституция - это образ всей правовой системы, она говорит о должном, и в первую очередь о принципе юридического или формального равенства: все люди - от президента и до человека на троллейбусной остановке - должны быть равны перед законом и судом. Надо понимать, что стартовые условия у всех разные, и требуется, чтобы государство выравнивало эти возможности, предоставляя определенную помощь. Но это не подачка богатого нищему, и не ограбление богатых, как у нас это часто изображают, а именно политика социального государства.

    Конституция обязывает государство следить за тем, чтобы у каждого человека были социальные гарантии, дающие ему возможность достойно жить, иначе он просто не сможет пользоваться своими правами. Конституция закрепляет союз народа в государстве, потому что, на мой взгляд, государство - это не просто государственные органы, а политический союз народа, объединенный на основе права под общей суверенной властью. Я хочу сказать, пользуясь надвигающимся юбилеем, что наша Конституция оказалась очень добротной и эффективной. Это большая ценность. И этим надо дорожить. Да, в ее тексте есть недостатки, и, думается, я назову их больше, чем многие критики нашего Основного Закона. Конституция - это рукотворная вещь, ее творили люди, мы помним этих творцов со всеми их достоинствами, недостатками и даже интригами. Однако путем интерпретации эти недостатки текста можно сгладить. Наша Конституция - это не остекленевший текст и не пыльный манускрипт, а живой документ. Закрепленные в ней принципы, прежде всего принципы правового и социального государства, юридического равенства и справедливости, должны гибко и деликатно интерпретироваться и наполняться более богатым конкретным социальным содержанием, соответствующим каждому новому историческому этапу развития. Интерпретация, обеспечивающая одновременно стабильность и динамизм общества.

    РГ : А как быть с нынешней, начатой по инициативе президента Дмитрия Медведева, корректировкой Конституции?

    Зорькин : Как правило, изменения Конституции являются поводом для политических всплесков, но я всегда говорил и готов это повторить, что принципиальную основу, основные ее положения, конструкцию власти менять не надо. Да, Основной Закон - это не "священная корова", и, конечно, изменения в нее могут вноситься, но изменения точечного характера, которые не меняют профиль Конституции.

    Сейчас именно такие предложения были внесены, и они уже прошли через наш парламент. На меня ополчились некоторые наши граждане, они сочли, что я нарушил статус судьи...

    РГ : Вы имеете в виду "яблочников", призвавших вас уйти в отставку, поскольку вопрос об этих изменениях может быть рассмотрен в КС?

    Зорькин : Сама Конституция предусматривает возможность внесения в ее текст изменений, главное - чтобы была соблюдена конституционная процедура внесения поправок: сначала рассмотрение их в Думе и в Совете Федерации, потом требуется одобрение двух третей парламентов субъектов Федерации. КС никак не участвует в этом процессе, что, возможно, и не очень хорошо, но в данное время мы не одобряем поправки, не проверяем их, и этот вопрос никогда не может быть поставлен перед Конституционным судом. Разве можно нарушить закон, процитировав Конституцию? Именно это я и сделал, отвечая на вопрос ваших коллег о возможности внесения поправок.

    РГ : Высказывали также опасения, что эти корректировки усилят и без того сильную, благодаря Конституции, президентскую власть...

    Зорькин :  Многие критики через 15 лет существования нашей Конституции вдруг обнаружили в ней авторитаризм, а ведь я прекрасно помню, как они хвалили этот текст на стадии его подготовки. Никто не может упрекнуть меня в двоесловии: я лично всегда выступал за президентскую республику. И когда только создавался первый проект Конституции в 1990 году, и когда был подготовлен текст, принятый в 1993 году. Для России это оптимальный вариант. У нас не парламентская республика, хотя формально присутствуют черты смешанной республики, президентско-парламентской, потому что наряду с президентской властью есть правительство.

    Но эта конструкция выстроена по модели скорее президентской республики. Наша Конституция не требует формировать правительство на основе парламентского большинства, но ничто этому не препятствует, следовательно, это вопрос политического выбора и целесообразности. В Думе, избранной после 1993 года, большинство имели две партии - КПРФ и ЛДПР. А президент сформировал правительство меньшинства. Так что варианты могут быть разные, это вопрос политического благоразумия. Но если страна упрочивает демократию, верховенство права, парламентские традиции и от режима, который больше держится на личности, переходит к большему рационализму, то может сложиться обычай, когда президент, считаясь с раскладом в парламенте, формирует правительство или на коалиционной основе, или из партий большинства. Текст Конституции может не меняться, а обычай конституционный будет складываться в соответствии с реальной расстановкой сил. Хотя гибкость Основного Закона не должна превращаться во всеугодливость. Я хочу сказать, что тот или иной способ организации власти не может быть панацеей от общественных потрясений. Не помешала же парламентская республика в Германии прийти к власти фашизму. Так что не надо лукавить. Главное - научиться жить по Конституции.

    РГ : Заметно увеличилось число дел по социальной политике, означает ли это, что КС тоже коснулся кризис?

    Зорькин : Да, в последнее время выносится наибольшее количество решений именно по социальным вопросам. Причиной этому стало несколько факторов, но самым чувствительным стал знаменитый 122-й ФЗ, поставивший целью перевести натуральные льготы в денежное выражение. Сама по себе эта конструкция вполне допустима и, наверное, оправданна, потому что мы живем в стране, экономика которой строится на рыночных отношениях.

    Но КС всегда настаивал на необходимости введения адаптационного периода для людей. И в течение такого периода общий уровень обеспечения граждан не должен понижаться. Государство обязано выполнять свои обязательства, касается ли это военных пенсионеров или жителей Крайнего Севера, инвалидов или участников Великой Отечественной войны. КС всегда считал, что эти изменения не должны умалять достоинства людей, они не должны нарушать принципов социального государства и принципов, зафиксированных во второй главе Основного Закона о достойном заработке. Например, мы должны стремиться к сглаживанию разницы между МРОТ и прожиточным минимумом. Конечно, мы не застрахованы от таких явлений, как кризис, и от власти потребуются неординарные решения. Я не могу не отметить, что, к сожалению, не все гладко и с исполнением этих решений.

    РГ : Сейчас Дума задолжала вам около тридцати поправок в законодательство, не так ли?

    Зорькин : Исполнение нередко зависит от законодателя, который должен принять в результате нашего решения новую норму вместо той, которая была призвана неконституционной или была иначе истолкована по причине неконституционной правоприменительной практики. Но законодатель не спешит, а иногда, к сожалению, и суды не выполняют наши решения. Мы фактически каждый год пишем мини-послание в Госдуму, направляя перечень законов, в которые требуется внести изменения в связи с нашими решениями.

    К сожалению, законодатель не всегда оперативно реагирует на это. Например, несколько лет назад КС принял решение по статье 1070 Гражданского кодекса о возмещении гражданам вреда, нанесенного в результате злоупотреблений в ходе судопроизводства, то есть судьей. Я подчеркиваю, что речь идет не просто об ошибке, от нее никто не застрахован, а о злоупотреблении. И до сих пор - никакой реакции со стороны законодателя: я считаю, это вопиющее безобразие! Другой пример. У нас было два решения в защиту прав потерпевших: одно - в 2006 году, другое - в 2008 году. В 2006 году мы признали неконституционной статью 405 УПК, которая делала невозможным возобновление производства в надзорной инстанции, приводящее к ухудшению положения осужденного. Да, только при исключительных обстоятельствах; да, только тогда, когда совершена очень существенная, сверхсерьезная ошибка, делающая приговор несправедливым. Мы исходили из того, что, если нет судебной защиты для жертв преступления, нет справедливого правосудия. Законодатель до сих пор не исправил 405 статью, не предусмотрел в ней конкретных оснований для пересмотра приговора с поворотом к худшему. И я представляю, что должны чувствовать потерпевшие от жесточайших преступлений, матери и отцы, у которых жестоко убили детей, если обнаружилась ошибка, которую можно исправить или по вновь открывшимся обстоятельствам, или в порядке надзора, а законодатель фактически этому препятствует.

    РГ : Депутаты в таких случаях говорят, что правительство не внесло законопроект, и ситуация становится безвыходной.

    Зорькин : Нет, я думаю, если парламент не исправил закон, суды должны принимать такие дела к производству и пересматривать их, исходя из требований Конституции и с учетом соответствующих наших постановлений. Иначе мы лишим граждан доступа к правосудию.

    РГ : И гражданам опять придется искать защиты в Страсбургском суде.

    Зорькин : Тревожно то, что количество дел в Европейском суде возрастает - при том, что наша страна имеет все профессиональные и организационные возможности разрешить большинство из них с помощью нашего отечественного правосудия.

    Дела, связанные с возмещением вреда из-за нарушения разумных сроков рассмотрения, дела о неисполнении судебных решений и многие другие. Когда вся эта волна катится за рубеж, тогда как не использованы потенциальные возможности внутригосударственной судебной защиты, то нарушается конституционное право гражданина, зафиксированное в статье 46 Конституции. Почему Европейский суд, который является субсидиарной инстанцией, все больше втягивается в эту воронку вместо Верховного суда, вместо Высшего арбитражного суда и превращается по сути в ординарную инстанцию? Поймите меня правильно, я не хочу преградить дорогу нашим гражданам в Страсбург, это невозможно сделать, потому что наша страна открыта миру, она - часть Европы, Россия подписала Конвенцию и ее выполняет, признает юрисдикцию Страсбургского суда. Но речь идет о том, чтобы сделать нашу собственную отечественную систему рациональной и чтобы наднациональный субсидиарный суд не подменял собой национальные (внутригосударственные) инстанции Российской Федерации. Для этого нужно в соответствии с постановлением Конституционного суда, принятым еще в феврале 2007 года, реформировать систему инстанций в судах общей юрисдикции по аналогии с тем, как это сделано в системе арбитражных судов: прежде всего надо создать полновесные апелляционную и кассационную инстанции. Необходимо также исключить возможность неоднократного пересмотра судебных решений в порядке надзора, в противном случае подрывается стабильность и справедливость этих решений.

    Кроме того, отечественным судам надо предоставить полномочия разрешать дела, связанные с возмещением вреда, причиненного гражданам из-за неисполнения судебных решений, из-за нарушения разумных сроков рассмотрения дел, а также вследствие злоупотреблений, допущенных в судопроизводстве при рассмотрении конкретного дела, или по причине незаконного содержания под стражей, или нарушения режима отбывания наказания по приговору. Именно по такого рода нарушениям больше всего жалоб из России поступает в Страсбургский суд.

    РГ : В следующем году у вас, как у председателя КС, заканчивается третий срок, будете ли вы баллотироваться на четвертый?

    Зорькин : У нас очень демократическая процедура выбора председателя: им может стать каждый судья, набравший наибольшее число голосов. Что касается меня, если я понял правильно подтекст вашего вопроса, то, буду я председателем или нет, у меня есть чем заняться.

    Поделиться