10.12.2008 03:00
    Поделиться

    Юрий Богомолов: По телевидению кризис ударит с удвоенной силой

    По разным поводам все чаще вспоминаю частушку из "12 стульев": "На стене клопы сидели / И на солнце щурились, / Фининспектора узрели - / Сразу окочурились".

    Фининспектором сегодня работает мировой финансовый кризис. Этот инкогнито из-за океана вот-вот должен объявиться и на нашем ТВ.

    Рискуем остаться без мыла

    В кинопроизводстве уже окочурилось что-то около трети проектов. Те, что остались, должны будут сильно похудеть. То есть сократиться в своей себестоимости. Говорят, что в основном за счет актерских гонораров.

    Говорят также, будто и шоу-бизнес пострадает ввиду того, что многие компании должны будут отказаться от корпоративов, с которых в основном и кормятся все его звезды. И уж точно ударит по мыльным операм. Как криминальным, так и мелодраматическим. И что теперь нам: страдать иль наслаждаться?..

    По телевидению кризис ударит с удвоенной силой, поскольку оно зависит не только от производителей "мыла", но и от рекламодателей. Те компании и фирмы, что выбрасывают на рынок товары массового потребления и предлагают приятные услуги, неизбежно секвестируют не только штаты, зарплаты, но и рекламные бюджеты. А это самая главная доходная статья для телеканалов - как для коммерческих, так и для государственных.

    Известно, что уже в январе наступающего года гранды телевизионного бизнеса сильно недоберут живительной для них и раздражающей для зрителей информации к размышлению о прокладках, соках, шоколадках, памперсах, зубочистках, шампунях, кремах, курортах, "фордах" и т.д.

    Не знаю, может, мне показалось, но уже теперь рекламные паузы несколько съежились. На этом фоне радость, с которой Анастасия Заворотнюк прерывала в субботу фигурное катание, чтобы дать слово рекламе, представляется все более неподдельной.

    Понятно, что в ситуации мирового финансового кризиса это судебное решение сказалось на настроении ответчицы: в последний раз она была необыкновенно весела, смела, позволила себе не согласиться с оценкой судьи Татьяны Тарасовой да еще рискнула усомниться в ее объективности.

    Татьяна Анатольевна помрачнела, поджала губы. Но шоу продолжалось, и другой судья - артист Сергей Гармаш, чтобы сгладить неловкость, рассказал, как ему повезло, что он сюда попал и как здесь круто...

    А уж как повезло мюзиклу "Стиляги", еще не вышедшему в прокат, и уже ему такая слава и такой почет...

    ...А зачем тебе жужжать?

    Я не сразу понял, почему в последнем выпуске "Ледникового периода" в жюри оказались сразу три драматических артиста - Сергей Гармаш, Олег Янковский и Леонид Ярмольник. И продолжал оставаться в недоумении даже тогда, когда Тарасова, объявив музыкальный лейтмотив вечера, стала подробно рассказывать о молодых людях 50-60-х годов. То бишь о стилягах и об их образе жизни. Я подумал, что уважаемая Татьяна Анатольевна просто любит поговорить и никто не должен сметь ей перечить.

    Подтвердилась старая истина, открытая еще Винни-Пухом, что если пчела жужжит, то это неспроста. Все стало понятно, когда выяснилось, что все три драматических актера Янковский, Ярмольник и Гармаш играют в одном фильме, а именно в "Стилягах", где молодые люди поголовно танцуют или учатся танцевать буги-вуги. И вот теперь Первый канал решил прожужжать на всю страну об этом событии.

    Значит, мы в минувшую субботу смотрели не просто очередной выпуск ледового шоу, а присутствовали на презентации нового фильма, что само по себе, конечно, не зазорно. Тем паче, если речь идет о фильме достойном. А в данном случае, смею думать, это именно так. Тут закавыка в другом.

    Вернуться через окно

    Сокращенная реклама или даже вовсе изгнанная в двери неизбежно будет пытаться вернуться через окно. То есть постарается прикинуться нерекламой. На то существует отдельная технология (у нее и название есть - product placement), которую Первый канал освоил давно и в совершенстве. Ее с небывалым размахом он использовал год назад в популяризации фильма собственного производства "Ирония судьбы. Продолжение истории".

    Более мелкие случаи - раскрутка одних телевизионных программ в рамках других проектов. Ну, скажем, как это было с "Последним героем", который перед тем, как быть вброшенным в эфир, оказался темой одного из выпусков программы "Пусть говорят". Таких примеров на Первом тьма.

    Это сигнал рекламному рынку. Какие тут будут установлены расценки и схемы оплаты - не нашего (телезрителей) ума дело. Пусть это будет их (торговца и покупателя) коммерческая тайна. И пусть она будет за семью печатями от нас (телезрителей, а не от фининспектора). Но не надо делать тайны из того, что реклама - это реклама.

    В газетах существует практика выделять проплаченные величальные материалы особым шрифтом, давать их под какой-нибудь специальной рубрикой. Если бы и здесь поминавшийся выпуск "Ледникового периода" сопровождался бы бегущей строкой "На правах рекламы", то и вопроса не было бы. Зритель бы понял, что все, что в нем говорится, надо поделить на два, на четыре, а то и на шестнадцать.

    Мне понятны (и всем понятны) мотивы, по которым рекламщики не против замаскировать свою корысть и себя самих. Слишком у госпожи Рекламы скверный имидж, как у всякой деспотии. Она настырна, самонадеянна, беззастенчива, лгунья. Во все времена это было известно. Но во все времена с ней приходилось мириться, проявлять в ней заинтересованность, вступать с ней в брак. Конечно же, по расчету.

    Теперь для нее настали не лучшие времена. Фининспектор выпустил из нее воздух. Тени указали на ее место. Можно по этому поводу и позлорадствовать. Но совсем без нее нельзя.

    Мы не успеем насладиться отсутствием рекламных пауз во время показа качественных кинофильмов, как обнаружим, что их количество резко сократилось. И телевидению ничего не останется другого, как перейти на самообслуживание пиаром.

    ***

    На Пятом питерском канале артист Стеблов в очень симпатичной авторской программе Андрея Урганта сделал довольно верное наблюдение. По поводу целующихся в наших худфильмах героев он сказал: "Они же не любят, они жуют друг друга".

    Нечто подобное происходит и с отечественными зрелищными мероприятиями в рамках product placement.

    Поделиться