04.12.2008 04:15
    Поделиться

    Индустрию встреч планируют развивать в Екатеринбурге

    В Екатеринбурге планируют развивать индустрию проведения деловых мероприятий.

    Ежегодно в Екатеринбурге проводится свыше 500 деловых мероприятий. Опыт проведения их и системное формирование современного образа региона обсуждали на состоявшейся в Екатеринбурге специализированной конференции. Впервые на Среднем Урале собрались специалисты рынка MICE (от английских слов "встречи, инсентивы, конгрессы, события"), или индустрии встреч, чтобы определить возможные стратегии развития региональных рынков, обговорить и отчасти спланировать развитие инфраструктуры.

    Тропинка на рынок

    Уральский рынок - в стадии становления. По словам Ольги Гусаренко, управляющего партнера, исполнительного директора корпорации - оператора встреч, пока нет ни четко сформулированного спроса, ни обширного предложения. Общаясь с бизнесменами, часто приходится объяснять суть этой услуги и индустрии в целом.

    Тем не менее потребность в профессиональных организаторах деловых мероприятий ощущается давно. В администрации Екатеринбурга подсчитали, что из всего потока туристов большинство - до 85 процентов - приезжает на Средний Урал с деловыми целями. В основном это жители других регионов России, иностранцев пока намного меньше.

    Однако специалисты считают, что у Екатеринбурга есть все шансы добиться успеха на этом рынке, разработав стратегию развития. Уже сейчас по некоторым параметрам мы обгоняем столицы.

    - Во-первых, только в Екатеринбурге существует конгресс-бюро. Во-вторых, город активно развивается к саммиту ШОС. Кроме того, он очень компактный и пока еще относительно доступен для проезда на автомобиле, - считает исполнительный директор некоммерческого партнерства "Конгресс-бюро Екатеринбурга" Екатерина Демченко. - Следующий момент - на рынке делового туризма важна новизна. Москва и Санкт-Петербург уже изучены иностранцами, Екатеринбург знают мало - и это наше преимущество.

    Кроме того, у региона есть свои интересные исторические и культурные особенности. Достопримечательности - очень продаваемый продукт при правильном позиционировании, особенно на европейском рынке.

    По прогнозам, в следующем полугодии ожидается уменьшение доходов, которое коснется и индустрии встреч, поскольку корпорации-заказчики сокращают бюджеты мероприятий или вовсе отказываются от них. Однако и на этом фоне, считает Демченко, у Екатеринбурга будут хорошие возможности себя показать, а на рынке останутся те, кто готов работать четко и организованно.

    Есть с кем делиться

    Подсчитано, что в среднем деловой турист тратит в три раза больше, чем обычный.

    В столице Среднего Урала создана практически вся необходимая инфраструктура для этого бизнеса, есть и те, кто умеет на высоком уровне организовать деловое мероприятие.

    - Мы провели мониторинг местных условных конгрессных операторов - тех, кто проводит масштабные мероприятия (отделение Академии наук, промышленные предприятия, медицинские учреждения, вузы). Ежегодно в городе проходит несколько сотен симпозиумов, семинаров, конференций. В прошлом году мы сформировали своеобразный конгресс-портфель - выделили 50 основных мероприятий. Это была первая попытка спланировать работу, - пояснил "РГ" заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев.

    Пока основную массу мероприятий проводят именно условные операторы - они это делают только для своих нужд, собственными силами, используя площадки, имеющиеся в городе. На долю профессиональных операторов приходится не более 10 процентов встреч. Но именно здесь эксперты видят перспективу развития.

    Дело в том, что когда профессиональные операторы планируют мероприятие, они объединяют усилия разных сфер бизнеса. В процесс вовлечены владельцы залов, кейтеринг-службы, гостиницы, транспортные компании, торговые и развлекательные центры, туроператоры. Это "сложносочиненный" бизнес, и чем больше в нем участников, тем лучше для клиента (ему гарантирован больший комфорт и широкие возможности) и для города - дополнительные налоги и укрепление имиджа.

    Стоимость аренды зала на Урале в основном считается по часам. Разброс цен по городу - от 400 рублей до 100 тысяч за час, в зависимости от уровня зала. Кофе-брейк и любые дополнительные услуги оплачиваются отдельно. Попытки разработать комплексные пакетные предложения есть, но, как правило, заказчик четко знает, что и когда ему нужно, вплоть до выбора меню.

    Как рассказал директор коммуникационного агентства Игорь Валиев, свой доход операторы могут получать от продажи участия в конференции, партнерских и спонсорских пакетов, выставочных мест в фойе залов, зарабатывать на организации развлекательной программы, реализации аналитических материалов. Однако это лишь малая часть спектра услуг, которые готов оплатить деловой турист, пребывая в городе. По подсчетам Екатерины Муравьевой, руководителя отдела продаж московского отеля с конференц-центром, доход распределяется следующим образом: аренда залов и организация мероприятий приносят 30 процентов, размещение в гостинице - 40, все остальное приходится на рестораны, спортзалы, SPA-салоны, магазины...

    Следовательно, заманчива перспектива привлечь в Екатеринбург денежные потоки, но это невозможно без подходящей инфраструктуры и продвижения города на всех уровнях.

    Тесновато будет

    Средняя численность большинства конгрессных мероприятий, проводимых в Екатеринбурге, - до 80 человек. Для таких залов хватает, однако, как пояснил Виктор Контеев, провести большой корпоратив на 600-1000 человек на специализированной площадке невозможно. Поэтому действующие конгресс-центры и те, что планируется открыть в ближайшее время, заранее расписаны на год вперед.

    - Нехватка залов - проблема многих городов, - комментирует Светлана Гарипова, председатель комитета по внешним связям администрации Екатеринбурга, президент НП "Конгресс-бюро Екатеринбурга". - Бизнес-сообщество пока не готово в них вкладываться: другие виды недвижимости намного более окупаемы и прибыльны.

    Однако количество конгресс-центров в городе все же растет. По прогнозам, их общая вместимость в следующем году увеличится с 15 тысяч до 25, в том числе появятся крупные залы.

    Один из объектов, на который уже не первый год возлагает надежду рынок встреч, - Международный выставочный центр, где среди прочего будет профессиональная площадка на 1500 человек со всем необходимым оборудованием. Екатерина Демченко рассказала, что в 2007 году, когда проводили паспортизацию площадок, специализированных среди них было не более 35-38 процентов. Остальные адаптированные - это залы театров, университетов, ДК. Однако с тех пор ситуация поменялась в лучшую сторону - сейчас это соотношение 50 на 50. По словам Виктора Контеева, из 14 деловых центров, строящихся в этом году в городе, большинство уже сданы. В следующем году прибавится еще 11 таких объектов. Появились новые отели, деловые и выставочные центры с конференц-залами, загородные площадки для переговоров. Отдельно стоящих конференц-центров у нас пока нет.

    Город как бренд

    Продвижением Екатеринбурга со всеми его возможностями комплексно занимается Конгресс-бюро, возникшее в начале прошлого года. Оно создано на основе международного опыта, с некоммерческой целью.

    - Мы объединяем компании, но не продвигаем отдельные из них. Наша цель - продвижение города как центра делового туризма и деловых мероприятий, - объяснила Екатерина Демченко. - Мы даем информацию об инфраструктуре, сервисе, качестве гостиниц, площадок, о транспортной доступности - обо всем, что необходимо для организации мероприятия. А заказчик уже в соответствии с потребностью выбирает компании.

    Среди стратегических задач бюро - смена соотношения и географии участников мероприятий. Так, к 2015 году на Среднем Урале планируется принимать 70 процентов гостей из других регионов России и из-за рубежа, и только 30 процентов конференций будут проводиться для местных организаций.

    Помимо этого, по-прежнему целенаправленно формируется узнаваемый образ города на многочисленных российских и международных выставках, в информационных материалах, на сайтах, в прямом взаимодействии с компаниями, которые могут быть заинтересованы в приезде.