19.11.2008 05:00
    Поделиться

    Александр Яковенко: России нужно иметь демпферное производство, способное смягчить колебания мировой конъюнктуры

    С 18 по 22 ноября в Риме проходит 35-я специальная сессия Конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО).

    Глобальный продовольственный кризис 2007-2008 годов внес существенные коррективы в деятельность мировой системы продовольственной безопасности и поставил под угрозу достижение целей развития тысячелетия по искоренению голода и бедности. Кризис выявил застарелую болезнь - уже многолетнее недостаточное внимание в мире к вопросам сельского хозяйства и продовольствия, отсюда - недофинансирование этой важной отрасли, в частности в плане модернизации сельской инфраструктуры и развития аграрной науки.

    Первые "антикризисные" меры уже предприняты. Значительно увеличилась "корзина" чрезвычайной помощи. Рост объемов сельхозпроизводства в ведущих аграрных странах сбалансировал соотношение спроса и предложения и несколько стабилизировал продовольственный рынок. В итоге удалось предотвратить появление новых очагов голода, притормозить рост продовольственных цен, снизить риск возникновения голодных бунтов и социальной напряженности. Вместе с тем угроза дальнейшей эскалации кризиса, как и его базовые причины, к сожалению, никуда не исчезли.

    Теперь о последствиях. Кризис стал не просто очередным "дежурным" напоминанием международному сообществу о коллективной ответственности за судьбу 925 миллионов голодающих планеты. Совпав с масштабными потрясениями всей мировой экономической и финансовой системы, он по сути поставил мир перед стратегическим выбором - честно признать несовершенство сложившейся архитектуры продовольственного обеспечения и скоординировать усилия по поиску взаимоприемлемых решений.

    Калейдоскоп событий последних месяцев демонстрирует понимание мировым сообществом всей серьезности этого вызова. Концептуальной платформой для дискуссии послужила Итоговая декларация Римской конференции высокого уровня по продовольственной безопасности (июнь 2008 года), которая сформулировала алгоритм: согласованность действий и сочетание краткосрочных мер реагирования с долгосрочными "рецептами" оздоровления. В духе "римских" принципов строится работа учрежденной Генеральным секретарем ООН в апреле 2008 года Целевой группы высокого уровня по глобальному продовольственному кризису. Эта структура, объединившая руководителей профильных институтов ООН, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации, разработала Всеобъемлющую рамочную программу действий - своего рода идеологию дальнейших шагов в сфере продовольственной безопасности. Во многом здравые и интересные идеи, которые там изложены, требуют конкретизации и адаптации к реальным региональным и национальным потребностям, в том числе российским.

    С первых дней продовольственного кризиса ведущие державы принялись выдвигать собственные различные, но в целом перекликающиеся инициативы. В итоговом заявлении лидеров "восьмерки" сформулирован важный императив - осознание коллективной ответственности и политической воли всех участников, включая национальные правительства, институты ООН, многосторонние финансовые учреждения, деловые и научные круги, за судьбу требующей обновления системы продовольственной безопасности. Воплотить эту новую философию предлагается через учреждение Глобального партнерства на цели развития сельского хозяйства и продовольствия, концепцию которого лидеры "восьми" поддержали. Складывается понимание, что роль "локомотивов" партнерства должна быть закреплена за профильными римскими учреждениями ООН, в первую очередь ФАО. Эти организации обеспечили существенный вклад в выработку "экстренных мер" по борьбе с голодом. Они обладают уникальной структурной и экспертной базой для дальнейшей координации созидательной работы по капитальной перекройке глобальной продовольственной системы.

    Проглядываются некоторые общие принципы такой системы. Растет осознание того, что за счет простого расширения производства сельхозпродукции проблемы не решить. Пусть и не сразу, но должны быть созданы устойчивые финансовые механизмы развития сельского хозяйства. На первый план выходит задача резкого увеличения государственных инвестиций в инфраструктуру аграрного сектора и в аграрную науку, что позволит повысить производительность АПК, обеспечить массовое распространение инновационных технологий, передовых достижений в области селекции, агрохимии и инженерии. Заслуживают дальнейшего развития положения "Берлинского консенсуса" о переходе к широкому продовольственному содействию, поскольку продовольственная помощь в "чистом виде" гораздо менее эффективна. Потребуется разработка принципиально новых подходов к управлению мировым сельским хозяйством, в том числе в плане создания более устойчивых регулирующих режимов торговли сельскохозяйственной продукцией.

    Кризисные явления в мировой системе продовольственной безопасности напрямую затрагивают интересы России, что обуславливается двумя взаимосвязанными факторами.

    Первое - мы не можем оставаться безучастными к происходящим кардинальным изменениям в международной системе продовольственной безопасности и должны реализовывать свои приоритетные задачи. Лейтмотив - озвученные президентом России Дмитрием Медведевым на последнем саммите "Группы восьми" инициативы по продовольственной безопасности. В их числе твердо поддержанное партнерами предложение о регулярных встречах министров сельского хозяйства "восьмерки". Италия, к которой в 2009 году переходит эстафета председательства в "Группе восьми", проведет первую в истории встречу в таком формате весной следующего года. Другой важный вклад - организация в России летом 2009 года Всемирного зернового саммита для обсуждения путей стабилизации международного зернового рынка.

    Россия намерена активно участвовать в строительстве нового формирующегося порядка. А дальше разделить с другими ведущими странами, с одной стороны, ответственность за управление мировой продовольственной системой, а с другой - извлекаемые из этого процесса несомненные дивиденды.

    Второе - кризис актуализировал задачу обеспечения продовольственной безопасности внутри страны и подтолкнул к разработке соответствующей национальной доктрины. Эта чрезвычайно важная работа уже началась. Являясь крупным нетто-импортером продовольствия - до 36 процентов совокупного объема ввозится извне, - мы поставлены в определенную зависимость от колебаний ценовой конъюнктуры на международном продовольственном рынке. В условиях глобализации мировой экономики это нормальная практика. Но при кризисных явлениях она создает дополнительные факторы риска и требует обстоятельного анализа ситуации на международных продовольственных рынках. В России нужно иметь свое, достаточно емкое демпферное производство, способное смягчить колебания мировой конъюнктуры.

    Поделиться