13.11.2008 02:00
    Поделиться

    Как навести порядок с платными медуслугами

    На рынке платных медицинских услуг царят хаос и злоупотребления. Между тем мнения экспертов разделились диаметрально. Одни считают необходимым полностью запретить "кассу" в государственных и муниципальных медучреждениях. Другие настаивают на том, что сооплаты в медицине избежать полностью не удастся никогда, а потому нужно направить этот процесс в цивилизованное русло.

    Глава Росздравнадзора Николай Юргель предложил всем регионам прислать информацию о перечне медуслуг, бесплатное предоставление которых населению гарантируется территориальными программами госгарантий. Сделано это должно быть до конца декабря, после чего федеральная служба собирается выйти в минздравсоцразвития с предложениями о том, как навести порядок в этой сфере.

    Вопрос, как говорится, перезрел. После многочисленных проверок, проведенных федеральной службой (под "колпак" попало 1216 государственных и муниципальных клиник), подтвердилось то, о чем пациенты прекрасно знают и без чиновников: пройти все нужные исследования, определиться с диагнозом и пройти адекватное лечение бесплатно сегодня - увы! - редко когда возможно.

    Вчера на заседании общественного совета по защите прав пациентов мнения экспертов разделились диаметрально. Высказывались и самые радикальные взгляды: с оглядкой на американскую модель - оставить бесплатную медицину только сирым и убогим (то есть, извините, социально незащищенным категориям), а для остальных "постепенно двигаться" в сторону узаконивания сооплаты медпомощи. Другая крайность - запретить узаконенный 12 лет назад порядок, согласно которому государственные и муниципальные медучреждения получили возможность оказывать "дополнительные" услуги, отправляя пациентов в кассу. И все же большинство присутствующих заняли более взвешенную позицию: в нынешней ситуации хронического недофинансирования государственной медицины из бюджета введение оплаты за некоторые виды медпомощи помогает государственным клиникам удерживаться "на плаву" - сохранять кадры и материальную базу.

    Жесткий запрет выполнять часть исследований и проводить лечение на условиях сооплаты ни к чему хорошему не приведет, считает Михаил Ковалевский, возглавлявший при Михаиле Зурабове правовой департамент минздравсоцразвития. Если дорогостоящая высокотехнологичная операция стоит сегодня, допустим, 100 тысяч рублей, но государство выделяет на одного такого пациента только 50 тысяч, волей-неволей приходится вводить сооплату. Чаще всего пациент оплачивает необходимую медтехнику (например, искусственный хрусталик при оперировании катаракты), а труд хирурга финансирует государство.

    Представлявший ФАС Тимофей Нижегородцев, напротив, считает, что госучреждения не имеют никакого права лечить за деньги. Им в отличие от коммерческих клиник не надо платить аренду, им идет бюджетное финансирование, поставляется оборудование.

    Более того, в ФАС считают необходимым свободно допустить частные клиники к выполнению программ ОМС, развивая принцип "деньги должны следовать за пациентом". Что при этом произойдет с муниципальными лечебницами, Тимофей Нижегородцев не уточнил. Хотя ясно: если дать возможность "уйти" в платную медицину всем застрахованным в системе ОМС (это люди трудоспособного возраста), то муниципалам придется лечить исключительно пенсионеров и детей, за которых должны платить региональные бюджеты. Но поскольку бюджеты традиционно недоплачивают, резкое введение подобного порядка приведет к коллапсу бесплатного - муниципального, в частности - здравоохранения вообще.

    Глава общественного совета по защите прав пациентов Александр Саверский также придерживается мнения о неправомерности оказания платных медуслуг в государственных учреждениях. Более того, пока государство не обеспечит 100-процентное финансирование здравоохранения в рамках госгарантий, понятие "бесплатной медицины" у нас будет оставаться чисто декларативным.

    Главная проблема урегулирования соотношения в том, что пациент может получить бесплатно, а за что должен заплатить, лежит на поверхности. У нас есть система госгарантий. Но прописан этот документ весьма общо, расплывчато. На его базе регионы занимаются собственным нормотворчеством - отсюда и полная неразбериха, и все беды.

    "Можно по пальцам пересчитать медучреждения, где на видном месте висит ясный и четкий перечень услуг, которые пациенту гарантируются, и дополнительных услуг, которые при желании можно получить бесплатно, - констатировала замруководителя Рос здравнадзора Ирина Серегина.

    Поэтому для наведения порядка нужно в первую очередь подготовить всю необходимую правовую базу.

    Поделиться