12.11.2008 06:10
    Поделиться

    Главный тренер хоккейного клуба "Динамо" не намерен покидать команду

    В гостях у отдела спорта "РГ" побывали главный тренер московского "Динамо" Владимир Вуйтек и защитник "бело-голубых" Алексей Житник. Полтора часа они отвечали на вопросы об изменениях в отечественном хоккее, рассказывали о наболевшем и размышляли о будущем.

    Лучше бы о нас писали меньше

    Российская газета: В последние годы "Динамо" побеждает в чемпионате строго раз в пять лет - 1995-й, 2000-й, 2005-й. Получается, следующего "золота" болельщикам стоит ждать в 2010 году?

    Владимир Вуйтек: (Улыбается.) Думаю, это случайность. Команда каждый год готовится чего-то достичь, и я пришел в клуб, который не хочет бороться за какие-то десятые - пятнадцатые места. У "Динамо" есть возможности завоевать медали, я не говорю обязательно о "золоте". Нужно не только ставить такую задачу, но и подбирать состав, способный играть на таком уровне.

    РГ: Алексей, ваш выбор в пользу "Динамо" связан с тем, что вы хотите еще что-то выиграть в своей карьере?

    Алексей Житник: Это был немаловажный фактор. Я дважды играл в финале Кубка Стэнли, но оба раза наша команда проигрывала. Сейчас его гораздо тяжелее завоевать, чем, скажем, лет семь назад. "Динамо" было первым клубом, сделавшим предложение. Сначала привлекла новая лига с ее идеями и перспективами. Потом я посмотрел на состав "бело-голубых". Подбор высококлассных игроков в клубе сыграл свою роль, и я решил перебраться в Москву. Ну и все-таки "Динамо" - это бренд, команда с именем, всегда ставящая перед собой самые высокие цели.

    РГ: "Динамо" - один из фаворитов чемпионата. Это как-то давит психологически?

    Вуйтек: Для нас было главное - нормально пройти начальный период, первые два месяца. Практически все матчи мы играли на выезде, и нужно было закончить этот цикл на приемлемом месте. А уже после перерыва на матчи Евротура бороться за то, чтобы войти в группу лидеров.

    Житник: Не могу говорить за всех, только за себя. Не зря говорят, что плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Я очень хочу. Понятное дело, никому ничего не гарантировано, но ставить перед собой задачу обязательно нужно. Знаете, соперники готовятся к матчам с нами основательно. Может быть, если бы в прессе поменьше писали о том, что у "Динамо" собралась хорошая команда, возможно, они настраивались бы и не так серьезно. (Улыбается.) К примеру, ребята из других клубов говорили мне, что за победу над нами им обещают премиальные и в двойном, и тройном размере. Видимо, уважают.

    РГ: Пан Владимир, вы не раз говорили о том, что "Динамо" ваш последний тренерский проект...

    Вуйтек: Да, после этого я уже уйду на пенсию. (Смеется.) Это и будет последним местом работы. Буду ходить на хоккей, на футбол. Пока смогу, буду заниматься теннисом. Ну и с друзьями наконец посидим. Я не говорю, что заканчиваю через три месяца, но для себя уже решил, что кроме "Динамо" в другом клубе работать не буду.

    РГ: Алексей, вам ведь тоже не 25 лет. Думали о том, чем займетесь по окончании карьеры?

    Житник: Мне пока рано. Я чувствую в себе силы. Смотрите, ведь в таком тяжелом виде спорта, как триатлон, еще не побеждал ни один спортсмен моложе 35 лет. В хоккее есть ребята, которые отлично играют и в 38, и в 40. А для защитника лет с 26-28 все только начинается. Думаю, пару сезонов буду выступать точно. Я еще не наигрался. Два месяца перерыва - и я снова хочу на лед. (Улыбается.) Мне ведь очень повезло в жизни. Я занимаюсь любимым делом и при этом еще получаю за это деньги.

    Легионеров нужно больше

    РГ: Календарь нынешнего чемпионата необычайно плотный, и свободного времени у вас практически нет. Насколько это удобно для игроков и тренеров?

    Вуйтек: Мы в первый раз столкнулись с таким графиком. Всегда было две игры дома, две на выезде, между ними небольшой перерыв. А в этом сезоне мы пять игр подряд провели на выезде, две дома, а потом еще шесть в гостях. Это было для нас немножко неудобно, но надо привыкать.

    Житник: Честно говоря, я сторонник формулы "больше игр, меньше тренировок". Сейчас в регулярном чемпионате за сезон мы должны сыграть 56 матчей. В принципе это нормально. Даже если бы было немного больше, все равно ничего страшного. Другое дело - четыре перерыва в чемпионате на этапы Евротура. Мне кажется, что двух пауз было бы вполне достаточно.

    РГ: Не менее важный вопрос - лимит легионеров. Вас не смущает, что коллеги из "Барыса" или рижского "Динамо" могут себе позволить не оглядываться на него, а вы ограничены в выборе?

    Вуйтек: Они были приняты в лигу, и все прекрасно знали, что без иностранцев этим клубам будет тяжело конкурировать с российскими. С другой стороны, если мы хотим сделать лигу, похожую на НХЛ и способную с ней конкурировать, число иностранцев надо увеличить. Потому что число клубов будет расти, и если команд будет 26-28, то столько российских игроков соответствующего уровня попросту нет. В этом году уже играет 21 российский клуб, чего никогда не было. Когда я пришел в Россию, их было 16. И российских хоккеистов не хватает для того, чтобы мы могли играть на уровне НХЛ.

    Житник: По-моему, было бы правильно увеличить лимит до семи-восьми человек. Сейчас такая ситуация, что многие ребята, несмотря на свой высокий уровень, не могут выступать в российском клубе, потому что у них паспорт иностранца. Если мы хотим, чтобы КХЛ развивалась, то мне кажется неправильным, когда одни клубы могут держать в составе с десяток легионеров, а российские команды имеют право заявлять на матч не более четырех иностранцев.

    Выйти из углов

    РГ: Сейчас в России не перестают спорить: может ли КХЛ на равных конкурировать с НХЛ? Чувствуете ли вы разницу между тем чемпионатом, в который когда-то пришли, и нынешним?

    Вуйтек: Разница хотя бы в том, что раньше было 5-6 команд, которые бились за медали. Плей-офф для нас, по сути, начинался с полуфинала. А сейчас команда с 15-го места может победить третий клуб лиги. Появилось много сильных команд, уровень выровнялся. Я заметил это еще в прошлом году, когда двенадцать клубов реально могли бороться за выход в полуфинал. В этом году их стало еще больше.

    Житник: Давайте не будем забывать, что НХЛ имеет столетнюю историю. А у нашей лиги это дебютный сезон. Понятно, что механизм пока не отлажен. Но, на мой взгляд, то, что мы имеем сейчас, это большое достижение для первого года существования КХЛ. Для того чтобы у нас все более-менее устаканилось, необходимо несколько лет. Неправильно сразу требовать многого. Тем не менее КХЛ идет вперед стремительными темпами. На играх неизменные аншлаги. Заметно усилилось внимание и со стороны прессы. Каждый день на телевидении транслируются матчи КХЛ.

    РГ: Однако к качеству этих трансляций пока есть серьезные претензии...

    Житник: Я, конечно, не профессионал в этом деле и не могу сказать, в чем причина, но в плане показа у НХЛ дела действительно обстоят гораздо лучше. Сам недавно смотрел матчи из Омска и Магнитогорска - там еще ничего. В то же время картинка с некоторых других арен воспринимается, откровенно говоря, тяжело. Думаю, болельщику не очень приятно разглядывать под микроскопом, какой же там номер катит вдоль бортика.

    РГ: А в плане организации что изменилось?

    Вуйтек: Я был удивлен, когда вернулся и увидел, сколько здесь построили новых дворцов всего за два с половиной года. Туда очень приятно приходить, видеть красивые раздевалки. За последние 3-4 года в российском хоккее очень многое изменилось, и в целом мне нравится организация и чемпионат.

    РГ: И тем не менее если в других городах арены почти всегда забиты до отказа, то в Москве посещаемость матчей не очень высокая. Можно ли это объяснить тем, что в столице старые и некомфортные дворцы и зрителям нужны другие условия?

    Вуйтек: Думаю, это тоже влияет. Особенно в таком городе, как Москва. Потому что здесь люди уже хотят комфорта. Они к нему привыкли. В других городах построили новые хорошие дворцы, куда болельщики могут приходить с женами, с детьми. А на старые стадионы многие идти не хотят. В этой связи очень жалко, что матчи КХЛ не проходят в новом дворце на Ходынке. Мы играли там на Кубок мэра, и хотя турнир был предсезонный, на каждом матче было по 4-5 тысяч человек.

    РГ: Об этом, кстати, ходило много разговоров, причем именно "Динамо" считалось главным претендентом на переезд туда. Почему не получилось "переселиться"?

    Вуйтек: Это вопрос к руководству клуба. Я не совсем в курсе дела. Знаю только, что не смогли договориться по поводу аренды. Там проходят концерты, какие-то другие мероприятия, и постоянно проводить там матчи все равно бы не получалось.

    РГ: В следующем году КХЛ ждет еще одна реформа. Площадка сузится на два метра, но при этом до размеров НХЛ все-таки не уменьшится. Как вы относитесь к этой инициативе?

    Вуйтек: Сейчас мы в чужой зоне много играем в углах. Ну, получится у нападающих две шайбы за матч забросить. А если бы углы были ближе, сразу же из них можно выезжать, бросать по воротам и забивать. Поэтому зрелищности такое изменение добавит.

    Житник: Не могу сказать, что мне как защитнику проще играть на энхаэловских "коробках", просто объективно игра смотрится гораздо интереснее. Здесь физически невозможно везде успеть. При этом если сравнить скорости двух игроков из КХЛ и НХЛ, то я вас уверяю, что стометровку оба пробегут за одинаковое время. По телевизору кажется, что там хоккеисты летают, а у нас ползают как черепахи. Но опять-таки люди, выступающие в НХЛ, ничуть не быстрее тех, что играют в КХЛ. Сузьте площадку, и все станет понятно.

    "Карловы Вары" должны купить русские

    РГ: Можно сравнить публику в России, Северной Америке и Чехии?

    Житник: Там, особенно в больших городах, лишний билет не достать. Абонементы фактически по наследству передаются. Если, скажем, на хоккей вдруг не идут папа с мамой, то идут дети.

    Вуйтек: В Чехии на хоккей не ходит столько людей, как в России или в Америке. Только на дерби "Спарта" - "Славия" или матчи плей-офф. А в регулярном чемпионате средняя посещаемость - 2,5-3 тысячи человек. В том же Витковице клуб идет на первом месте в таблице, дворец вмещает 10 тысяч, а заполняется он в лучшем случае наполовину. Не знаю даже, с чем это связано.

    РГ: Но при этом сейчас много говорится о том, что КХЛ будет расширяться за счет европейских клубов. А чешские "Карловы Вары" - первый кандидат. Насколько это реально?

    Вуйтек: Я в этом плане немножко скептик. Потому что немного знаю Карловы Вары. Это маленький город, где хотят сделать две команды. Чтобы одна играла в чешском чемпионате, а другая - в КХЛ. Но сейчас у них бюджет 100 миллионов крон. Это около шести миллионов долларов. Его нужно повысить в три раза, то есть еще на 18 миллионов. Не знаю, где их взять, поскольку сейчас проблема набрать даже шесть миллионов. Только одно может помочь. В Карловых Варах русские скупили все рестораны, санатории и так далее. Если кто-то из россиян купит еще и хоккейный клуб, выделит деньги, то сделает команду. Другого варианта не вижу.

    Житник: С чисто спортивной точки зрения такое расширение интересно. Думаю, болельщик будет только доволен, если в лиге заиграют клубы из дальнего зарубежья. Во-вторых, это практично. Если бы в КХЛ выступали, скажем, 15 команд, то 200 хоккеистов сейчас играли бы неизвестно где.

    РГ: В этом году впервые клубы КХЛ открыли свои зарплатные ведомости. Насколько это необходимо и оправданно?

    Вуйтек: Наверное, это в первую очередь интересно болельщикам, журналистам. Но я за то, чтобы в этом деле был порядок. Если есть потолок зарплат в 25 миллионов, он не должен у кого-то быть 28. Это делается в первую очередь для того, чтобы уравнять лигу.

    Житник: За океаном начали открывать зарплатные ведомости клубов только лет пять-семь назад. До этого 70 лет все молчали. Перед тем как прийти к такому решению, велась работа с профсоюзом игроков, с общественностью, под это дело готовили почву. КХЛ только-только заработала, и мне кажется, что в первые три-четыре года лишних движений делать не стоит.

    Продолжение беседы с Владимиром Вуйтеком и Алексеем Житником читайте в следующем номере "РГ - Неделя".

    Поделиться