11.11.2008 01:00
    Поделиться

    На помощь перегруженному московскому метро придет пригородная электричка

    Власти рассчитывают, что железная дорога поможет городу разгрузить метро.

    За счет чего же? С этим вопросом корреспондент "РГ" обратился в институт "Гипротранстэи" ОАО "РЖД", где разработана генеральная схема развития Московского железнодорожного узла, одобренная столичным правительством. В ней предусмотрен целый комплекс мер.

    Москва-пассажирская!

    В частности, предполагается превратить электричку из пригородного вида транспорта в пригородно-городской, чтобы с ее помощью больше москвичей могли передвигаться по городу. Сегодня к дороге примыкает множество предприятий, подъездных путей, на которые подаются вагоны под разгрузку-загрузку... Из-за этого пассажирский электропоезд не может двигаться по столице со скоростью 60-80 километров в час, где-то снижает до 40, а местами - еще больше... Спасение - избавиться от лишних "примыканий", продлить диаметры, которые пока слабо используются. Чтобы пассажир не выходил на конечной станции для пересадки в метро, а ехал прямо до места назначения. Повысится скорость - повысится и пропускная способность, сократятся интервалы.

    Кроме того, генеральной схемой предусмотрено строительство дополнительных путей на так называемых головных участках. Пока же дорога - в основном двухпутка. Это даст возможность пустить скоростные экспрессы в подмосковные города. Ведь дальние электрички заполнены пассажирами ближних пригородных зон.

    Еще одна из ближайших задач - вынос грузовых дворов из столицы. Как рассказал "РГ" Федор Пехтерев - директор "Гипротранстэи", закрывается пять грузовых дворов: Москва-Товарная-Ярославская, Москва-Товарная-Киевская, Москва-Товарная-Рижская, Москва-Товарная-Смоленская и Москва-Товарная-Октябрьская. Освободившаяся территория будет отдана городу для его нужд, в том числе и под жилищное строительство.

    "Товарняки" должны уйти за пределы Большого окружного кольца. Три сортировочных станции: Бекасово, Орехово и Ожерелье - возьмут на себя грузы, которые заходят в Москву лишь для обработки. А на станции Белый Раст сооружается крупный логистический центр. Чтобы еще больше расчистить дорогу, принято решение убрать из города также таможни и таможенные посты, которые есть практически в каждом микрорайоне, где тоже идут операции по растаможке грузов, погрузке-разгрузке. Все это освободит Москву от транзитного грузопотока.

    Кольцо "под ключ"

    Работы по организации пассажирского движения на Малом железнодорожном кольце, которое должно перераспределить грузопотоки, наконец начались. Теперь это кольцо должно стать связующей транспортной артерией города, которая замкнет на себя систему внутренней железной дороги со станциями метро и автобусными маршрутами с помощью 10 пересадочных узлов. Первые 5 станций появятся на участке от Канатчикова до Пресни: Площадь Гагарина с удобной пересадкой на станцию метро "Ленинский проспект", Лужники - по соседству со "Спортивной", Кутузовский проспект - рядом с метро "Кутузовская", Бережковская набережная и Сити. Пересадочные узлы появятся и на всех радиальных линиях, проходящих через город. На некоторых участках даже предусматривается совместный вестибюль. А всего на кольце будет 30 остановочных пунктов. "Под ключ", говорит Пехтерев, новое пассажирское кольцо сдадут к 2015 году.

    По конфигурации оно напоминает метро и, без сомнения, перетянет на себя часть из 9 миллионов пассажиров подземки. Интервалы на этом кольце в "пиковое" время предусматриваются в 3-4 минуты, в остальное - до 10 минут.

    С самолета на самолет

    Сегодня в столице велик риск опоздать на самолет - так перегружены дороги. Только электричке пробки не страшны. Но на ней нельзя добраться без пересадки, например, из Внукова в Шереметьево или Домодедово. Между тем подсчитано, что примерно до 250 тысяч пассажиров вынуждены перемещаться различными видами транспорта между этими аэропортами. Схема предусматривает их соединить между собой. Для этого уже создается крупный пересадочный узел в районе платформы Каланчевская, где можно сесть на электричку и за 20-30 минут попасть в любой аэропорт Москвы. Каланчевка станет центром интермодальных перевозок между всеми аэропортами столицы, а также будет принимать скоростные поезда из Санкт-Петербурга.

    Дублер Садового кольца

    Дублеры появятся не только у метро. В планах московского правительства и РЖД - использовать надпутевое пространство, чего еще в столице не было. Причем не только для строительства всевозможных торгово-развлекательных центров, как это планируется сделать над территорией Москва-Товарная-Смоленская, или над диаметром от Белорусского вокзала к Савеловскому. Надпутевое пространство могут занять и целые улицы-дублеры или стоянки, которых не хватает. Например, если накрыть "железку" между Курским вокзалом и Каланчевкой, может получиться кусок дублера Садового кольца. Впрочем, где и как использовать эти пространства - решать городу.

    Кроме всего прочего, согласно схеме, к 9 существующим столичным вокзалам прибавится еще 3: уже упомянутый в районе Каланчевки, у площади Ильича - южный, который разгрузит Казанский и Курский вокзалы, и в бизнес-центре Москва-Сити, чтобы деловые люди могли без проблем попасть сюда из любого аэропорта и с любого вокзала.

    Реализация всех планов генсхемы, как заметил Пехтерев, "тянет" на 754 миллиарда рублей. Примерно 10 миллиардов требуется на первоочередные работы: переустройство Малого кольца, диаметров, усиление головных участков...

    Ради чего город и РЖД идут на такие расходы?

    По мнению руководителя столичного департамента транспорта и связи Леонида Липсица, организация скоростных железнодорожных перевозок в ближайшие годы примерно в два раза сократит автомобильный поток из области в Москву. "Сейчас ежедневно въезжает 400-450 тысяч машин, - рассуждает Липсиц, - а благодаря работе железнодорожного транспорта этот поток удастся сократить на 200 тысяч автомашин в день". А по прогнозам специалистов, 300-320 миллионов пассажиров вместо нынешних 100 миллионов начнут ежегодно пользоваться железной дорогой в пределах Москвы. Вот тогда и дороги, и метро смогут вздохнуть от "пробок".

    Поделиться