11.11.2008 03:00
    Поделиться

    Реформа технического регулирования нужна сегодня бизнесу больше, чем чиновникам

    Новые техрегламенты сохраняют отжившие инструменты регулирования

    Финансовый кризис, похоже, не повлиял на ускоряющиеся темпы реформы техрегулирования. При этом, как нетрудно заметить, новые техрегламенты затрагивают прежде всего обрабатывающие производства - здесь управлять рисками проще, а положительные эффекты технического регулирования проявляются быстрее.

    В октябре к уже принятым регламентам на молоко и масложировую продукцию добавился технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей. В нем впервые на законодательном уровне исчерпывающим образом определяются ключевые понятия и классифицируются виды соковой продукции. Это соки (прямого отжима, свежеотжатые, восстановленные, концентрированные), нектары, сокосодержащие напитки, морсы, пюре. Для нектаров, сокосодержащих напитков и морсов, устанавливаются минимально допустимые объемные доли содержания сока или фруктового пюре. Например, для апельсинового нектара - 50 процентов, для вишневого - 25 процентов, клубничного - 40 процентов. А фруктовые и овощные сокосодержащие напитки должны состоять из сока либо пюре как минимум на одну десятую.

    Технический регламент устанавливает требования к безопасности соковой продукции (конкретные численные значения гигиенических требований и микробиологических показателей безопасности приведены в приложениях к регламенту). Отдельная статья посвящена безопасности продукции для детского питания и ее пищевой ценности. Помимо этого, подробно регламентируется использование в производстве пищевых добавок и компонентов. Важно, что соки, нектары и пюре теперь не должны содержать натуральных и искусственных ароматизаторов и ароматизаторов, идентичных натуральным. Их использование, а также красителей, соответствующих установленным требованиям, допускается только при производстве сокосодержащих напитков. Для морсов же допускается содержание натуральных ароматизаторов.

    По мнению президента Российского союза производителей соков Ирины Романовой, "главным в принятом техническом регламенте является то, что все требования к фруктовым и овощным сокам устанавливаются законом прямого действия. Никому из производителей не потребуется искать обязательные для исполнения требования в других документах. Это снижает их риски. К тому же в отличие от стандартов закон находится в открытом доступе". Технический регламент, как полагает Романова, создает серьезные стимулы для внедрения производственных инноваций.

    Что касается оценки соответствия, то регламентом предусмотрены три ее формы: подтверждение соответствия, государственная регистрация и государственный контроль (надзор). В качестве обязательного подтверждения соответствия закрепляется обязательная сертификация и декларирование соответствия, прописаны их различные схемы, выбор которых оставлен на усмотрение производителя. Вместе с тем, и это вызывает удивление, отсутствуют критерии четкого определения того, в отношении какой продукции необходимо получение сертификата, а по каким группам и в каких случаях достаточно декларации о соответствии. Это делает механизм замены обязательной сертификации декларированием практически не работающим, а окончательное решение, похоже, остается за контролирующими ведомствами, в то время как именно технический регламент должен урегулировать этот вопрос.

    Как же такое получилось? В первоначальном проекте планировалась уведомительная процедура регистрации производства, а подтверждение соответствия носило добровольный характер. Это отсекало механизмы обязательной сертификации. Но при прохождении законопроекта в Госдуме спохватились органы государственного контроля и внесли в него поправки, возвращающие обязательную сертификацию. Как это ни печально, мы уже не в первый раз сталкиваемся с нежеланием чиновников расставаться с этим очень привлекательным для них инструментом регулирования. Заметим, что в России обязательная сертификация распространяется на 89 процентов товарных групп, в то время как в странах ЕС - примерно на 4 процента продукции, обращающейся на рынке.

    Госрегистрация вводится в отношении новой соковой продукции и продукции для детского питания, а госконтроль осуществляется в соответствии с Законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

    В заключение отметим, что на сегодняшний день количество рассмотренных законодателем техрегламентов, разработанных по инициативе предпринимателей, перевешивает число регламентов, представленных в Думу по правительственной программе. Это показывает, что бизнесу на сегодняшний день реформа нужна больше, чем чиновникам.

    Поделиться