11.11.2008 05:00
    Поделиться

    Игорь Щеголев: Цифровое телевидение будет доступно каждому россиянину

    Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев считает, что развитие ИКТ-отрасли избавит экономику от сырьевой зависимости. О проблемах и задачах на будущее он и рассказывает в своем интервью.

    Последние несколько лет судьба холдинга "Связьинвест" волнует весь телекоммуникационный рынок. Это главный вопрос, ответ на который по-прежнему остается загадкой...

    Очевидно, что вопрос о перспективах компании "Связьинвест" тесно связан с профессиональными оценками ее сегодняшнего состояния и дальнейших перспектив развития. Финансовые аналитики в один голос говорят нам, что активы компании явно недооценены в первую очередь потому, что нет четкой и единой стратегии развития - каждая МРК гребла в своем направлении. Проблемы и в корпоративном управлении, и в кредитной политике, и во многих других направлениях. Это не связано с нынешней финансовой нестабильностью на мировых рынках. "Связьинвест" еще до этого отставал по капитализации от других участников рынка, поскольку у руководства холдинга были проблемы в общении с его акционерами.

    Подготовка к приватизации "Связь инвеста" продолжается уже не первый год. Она намечалась и в прошлом году, и все время находились причины, по которым процесс откладывался. Прави тельство вовсе отказалось от планов приватизации холдинга?

    В настоящее время говорить о приватизации "Связьинвеста" бессмысленно. Если мы хотим продать дешево, то продавать надо было бы сейчас. Но у государства нет такой цели. Следовательно, идея продажи "Связьинвеста" будет неактуальной еще длительное время. Обсуждать это не стоит, пока ситуация на рынках не успокоится, а мы не поймем основные тенденции и не осуществим те меры в отношении реструктуризации самой компании, которые приведут к повышению ее капитализации, отвечающей интересам государства. Но для этого компании предстоит разработать четкую и внятную стратегию развития.

    Раз уж косвенно речь зашла о нестабильной финансовой ситуации, как вы расцениваете устойчивость вверенного вам сектора?

    Информационно-коммуникационные технологии во всем мире являются эффективнейшим инструментом экономических и социальных преобразований. Это признанный факт. Отрасль ИКТ за последние годы стала локомотивом экономического роста. Сохранить его темпы, которые демонстрирует в последние годы наша страна, можно только при условии масштабного строительства IT-инфраструктуры. Внедрение самых современных информа ционно-коммуникационных технологий и создание эффективного информационного общества - залог конкурентоспособности России на мировых рынках.

    Последствия мирового финансового кризиса, безусловно, затронут экономики всех стран, однако для российского сектора ИКТ он может стать своего рода катализатором роста отрасли. Очевидно и то, что опережающее развитие отрасли в первую очередь содействует ликвидации сырьевой зависимости российской экономики и реализации социальных реформ в стране. Это и есть тот самый переход к "экономике знаний", к которому мы стремимся в последние годы.

    На днях завершила работу восьмая по счету выставка "достижений телекоммуникационного хозяйства" - "Инфоком-2008". Как вы считаете, действительно можно говорить о достижениях?

    Размер вклада в экономику сектора ИКТ очень существенный. За последние восемь лет доля отрасли выросла почти вдвое и сегодня приближается к 5 процентам ВВП.

    Главная задача сегодня - не поддаться панике. В каждом кризисе есть объективная и субъективная составляющие. Понятно, что капитализация зависит от поведения рынков, но есть и то, что, если говорить языком отрасли, не относится к "железу" - кадры, потенциал, перспективы, проекты. ИКТ - это та отрасль, которая на глобальном рынке способствует повышению производительности труда. Учитывая тот факт, что во многих отраслях глобального рынка производство будет сворачиваться, возникнут серьезные проблемы с перераспределением трудовых ресурсов. Понятно, что основные капиталы потекут туда, где будет наилучшее соотношение производительности труда с ценой и качеством. В этом плане ИКТ-отрасль занимает одно из лучших положений на мировом рынке. Единственное - необходима ее консолидация, потому что в отличие от многих других сфер она пока состоит из группы разрозненных, конкурирующих между собой игроков, только формулирующих общие интересы и позиции.

    Каким образом государство может помочь отрасли в этот непростой период? Эта проблема обсуждалась недавно на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи, которое провел вице-премьер Сергей Иванов. Было решено, что в первом квартале 2009 года наше ведомство представит предложения по выработке мер, направленных на обеспечение здоровой конкуренции на рынке информационных технологий и снижения налоговой нагрузки для компаний ИКТ-сектора, работающих на внутреннем рынке. Речь идет о выработке предложений и по снижению ввозимых таможенных пошлин на технологическое оборудование и комплектующие, необходимые для производства высокотехнологичных продуктов в Российской Федерации, аналоги которых не производятся в нашей стране.

    Вы говорите о развитии сектора ИКТ, а российские школы рискуют остаться без Интернета. РТКомм разослал в регионы телеграммы с призывом заключить договора на предоставление Интернета в школы. Однако местные власти не спешат. Выходит, из-за нерадивости местных властей школы выйдут из Сети?

    Когда этот проект начинался, были достаточно четко оговорены его условия в отношении всех остальных приоритетных национальных проектов: государство предпринимает усилия и вкладывает средства на ряде направлений, с тем чтобы запустить механизм. И было совершенно ясно, что через два года после того, как механизм запущен, дальнейшие шаги должны сделать регионы. Проект созрел, он принес свои плоды, система заработала. Было принято решение, что мы от этой идеологии не отходим. Дальше - задача регионов. Она была неоднократно транслирована, с губернаторами велась работа, и мы считаем, что в конце концов наступает тот момент, когда люди должны проявлять зрелость, ответственность за решение подобных вопросов. Было отведено достаточно много времени на аккумуляцию этих средств, поиск финансирования проекта не только на старт, но и на его развитие.

    За два года была построена сеть, которую поддерживал РТКомм. И сейчас компания обеспокоена тем, чтобы не была разорвана созданная сеть - это неправильно и противоречит всем правилам связистов. Но очевидно и то, что финансировать ее дальнейшую работу из собственного кармана невозможно. А пока все слишком медленно раскачиваются и думают, что дармовая поддержка государства будет продолжаться бесконечно.

    Мы подталкиваем людей к взрослым решениям. Считаю, что эти усилия не остаются бесплодными. В большинстве регионов соответствующие решения приняты, конкурсы либо объявлены, либо будут объявлены в ближайшее время. У всех складывается ощущение, что проблема будет решена, может быть, не так быстро, оперативно, как нам того хотелось, но в результате проект заживет самостоятельной жизнью. Будет ли это через сеть РТКомма, либо каким-то другим способом, пока сказать трудно. С нашей точки зрения, было бы лучше, если бы региональные власти все-таки осознали, что школам необходимо существовать в единой сети, которая построена РТКомм. Когда будут увеличены скорости, когда сеть станет устойчивой, появится возможность с гораздо меньшими затратами быстрее обмениваться и опытом, и информацией. Если будет принято решение строить какие-то мелкие локальные сети в регионах, мы этому противостоять не будем, хотя на уровне диалога с губернаторами отстаиваем свою точку зрения.

    Игорь Олегович, появится ли до конца года Концепция цифровизации российского телевидения?

    Судьба цифрового телевидения больших опасений ни у кого из нас не вызывает. Уже сверстана концепция программы, в начале ноября она, очевидно, будет рассмотрена на правительственной комиссии. Есть ряд принципиальных позиций, которые должны быть решены именно на комиссии: сколько мультиплексов будет строиться за государственный счет, какие модели будут задействованы, станут ли они прозрачными и экономически эффективными, создадут ли почву для коррупции. Конечно, у нас есть желание построить максимально прозрачную схему. Но схему, которая не подрывала бы уже сформировавшийся рынок в том, что касается и кабельных операторов, и спутникового вещания. Их становится больше по всей стране. И если на этот складывающийся рынок вторгнется государство с пакетом из нескольких десятков каналов, можно представить, что будет с населением... Оно ведь решит, что теперь можно бесплатно получить то, что раньше было только за деньги. Все эти нюансы мы тщательно взвешиваем, поэтому работа над концепцией движется не так быстро, как этого хотелось бы профессионалам рынка.

    Многие принципиальные моменты были решены в том документе, что появился год назад в части стандарта вещания, и основные игроки рынка активно готовятся к цифровизации. Я думаю, как только будет принято решение, реализация пойдет быстро.

    Уже примерно понятен список предприятий, которые готовы развивать собственное производство, есть ценовые расценки на приставки. Если раньше говорилось о 200 долларах, то сегодня - 40, 50, 60 долларов. И это стоимость не тех простых приставок, которые будут предназначены только для приема каналов социального пакета, но и тех, что предусматривают условный доступ, интерактив. Значительная часть неплохих приставок распространяется кабельными операторами, которые включают их в стоимость пакета. В целом у нас есть достаточные основания считать, что до конца этого года программа будет принята.

    Досье

    Щеголев Игорь Олегович.
    Родился 10 ноября 1965 года в Виннице. В 1988 году окончил переводческий факультет Московского государственного института иностранных языков им. Мориса Тореза и факультет германистики Лейпцигского университета. В 1988-1993 годах работал редактором Главной редакции иностранной информации ТАСС. В 1993-1997 годах был корреспондентом ИТАР-ТАСС в Париже. По возвращении из командировки возглавил в ИТАР-ТАСС редакцию стран Европы, затем стал заместителем руководителя Службы новостей. В 1998 году был назначен заместителем начальника Управления правительственной информации (УПИ) аппарата правительства Российской Федерации. В том же году стал сначала пресс-секретарем председателя правительства, а затем начальником УПИ. С мая 1999 года - советник председателя правительства. В январе 2000 года возглавил Управление пресс-службы президента Российской Федерации. В январе 2002 года назначен руководителем протокола президента Российской Федерации. В 2008 году был назначен министром связи и массовых коммуникаций РФ.
    Поделиться