07.11.2008 01:00
    Поделиться

    Как и почему в Москве исчезают памятники старины

    В статье "Российской газеты" "Закон несовершенен, но это закон" (номер 209 от 7 октября нынешнего года) шла речь о непростой судьбе исторического здания в центре Москвы. В публикации говорилось о том, что разрушение памятника стало основанием для передачи участка земли, на котором он стоял, другому застройщику. Однако существует и иной взгляд на ситуацию. Сегодня "РГ" знакомит с ним наших читателей.

    Памятные даты бывают большими и маленькими, веселыми и грустными. Недавно случилась очередная не громкая, но замеченная многими дата - пошел третий год, как в центре столицы не стало редкого памятника истории. Двухэтажный особняк оригинальной архитектуры назывался "Дом-кузница XVIII-XIX веков" и располагался буквально в нескольких метрах от Тверской. В этой кузнице в прошлых веках подковывали лошадей для московского купечества.

    До наших дней кузница дошла в плачевном виде. Ее реконструкция требовала немалых денег. Отдавая остатки здания в частные руки, государство надеялось, что обещания привести полуразрушенный, но все-таки уцелевший редкий объект архитектуры в порядок будут выполнены. Но кузницу оказалось дешевле снести, чем тратить на нее деньги. Ведь исторические развалины стояли на бесценной столичной земле, на которой можно построить очередной торгово-гостиничный центр.

    Нет памятника - нет проблем

    Когда однажды утром развалины кузницы вдруг просто исчезли, по горячим следам помощник прокурора Москвы Светлана Петренко заявила журналистам, что в нарушение существующего законодательства в Оружейном переулке был уничтожен памятник истории и культуры федерального значения. А еще она сказала, что расследование этого уголовного дела поручено следственному отделу при УВД Тверского района столицы.

    Уничтожили кузницу хорошо проверенным и успешно зарекомендовавшим себя способом. Тяжелая техника вдруг сама появляется ночью и под утро исчезает. В тот год исчезновение кузницы было уже четвертым случаем разрушения домов-памятников в Москве. До кузницы растворились в утреннем тумане Русалкины ворота в Царицыне, Палаты XVII века в Большом Гнездниковском переулке и флигель усадьбы на Знаменке. Кстати, два объекта из этих трех снесли самовольно.

    Героем сообщения об исчезновении кузницы стала некая коммерческая структура. Дело в том, что землю под кузницей, находящуюся в федеральной собственности, сдали в 1995 году в аренду коммерческой фирме "Дизар", которой руководит Шалва Крихелия. Она должна была реставрировать памятник, а рядом построить современный торгово-гостиничный комплекс и сдать объект в 1998 году. Но памятник, находившийся в федеральной собственности, был уничтожен вопреки решению суда. Между тем существовал даже исполнительный лист, запрещающий делать что-либо с объектом без разрешения ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры". За несколько месяцев до разрушения был подписан охранный договор с ГУОП г.Москвы. Росохранкультура тотчас заявила, что на снос кузницы у арендаторов права не было.

    Участок, о котором идет речь, не маленький - московская земля площадью 0,78 гектара, оказался очищенным от исторических руин, которые нужно было реконструировать. Но дело в том, что нельзя, разрушив стены, исключить памятник из списка нашего национального наследия. Пусть вместо него даже полуразрушенные стены и груды кирпича, но обязательно остались документы, по которым необходимо восстановить памятник.

    На месте бывшей кузницы вырыли котлован, а дальше процесс остановился. Возмущенные защитники исторического наследия забили тревогу. Дошли до самых высоких инстанций. В Госдуме было принято постановление с просьбой к главе правительства и Генпрокурору обратить внимание на ситуацию с памятником, проверить соблюдение законности со стороны арендатора, и принять меры по восстановлению исторического здания.

    Пройти кабинеты и коридоры

    То самое постановление Госдумы - в принципе безобидный документ об охране исторических памятников, внесенный депутатом Максимом Рохмистровым, понравилось, мягко скажем, очень не многим на Охотном Ряду.

    Депутат Максим Рохмистров заявил корреспонденту "РГ", что, по его личным подсчетам, директор фирмы-арендатора перед рассмотрением этого документа о памятниках побывал в Госдуме полтора десятка раз, и каждый раз не менее, чем по часу, находился в стенах парламента. Депутат уверен, что с улицы в это здание не заходят, судя по всему, арендатор решал важные для себя вопросы.

    На самом деле проблема исчезновения памятников исключительно серьезная. По мнению депутата, в столице только за последнее время снесено и перестроено до полного неузнавания 110 объектов культурного наследия, 40 из них - федерального значения. В других городах РФ творится то же самое.

    Но кузнице, можно сказать, повезло - ее все-таки решили восстанавливать. Землю передали другой структуре. Восстанавливать здание будет другая организация - "Софицентр". Такое распоряжение о передаче фактически снесенного объекта "Софицентру" подписал в конце 2006 года тогдашний глава правительства. За гарантию, что новый арендатор земли воссоздаст кузницу, "Софицентр" уже внес в казну большие деньги. Естественно, бывшему арендатору это не понравилось. И закрутилась бумажная карусель. За последние годы было исписано море жалоб.

    Так, например, в жалобе в департамент экономической безопасности МВД бывший арендатор обвинял компанию "Софицентр" в попытках рейдерского захвата. И так он писал в каждое ведомство, которое хоть каким боком может помешать его планам вернуть землю.

    Суд уполномочен заявить в десятый раз

    Прошла серия судов. Вот решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (N4785/07).

    Истец предъявил иск к Правительству Российской Федерации о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.12.2006 N 1717-р о передаче объекта культурного наследия федерального значения - "Дом-кузница ХУШ-Х1Х ". Он хотел доказать, что город в свое время ему отдал весь участок и эта земля - собственность города, так как в 1998 году он судился с г.Москвой и доказывал, что земля его.

    Бывший арендатор в арбитраже заявил, что поскольку объекта, то есть кузницы, не существовало, он не мог быть сдан в аренду. Была только земля и она - его на 49 лет. А вот Правительством РФ для решения вопроса о воссоздании утраченного объекта культурного наследия "не был соблюден установленный порядок согласования этого вопроса с компетентными органами". Главное, по словам истца, - фирма осуществила "снос объекта культурного наследия по предписанию органа МЧС России".

    Трудно сказать, каким образом и главное, под какой объект этот документ был получен? Дело в том, что бумага на бланке МЧС говорит о том, что здание по адресу: Оружейный переулок, владение 45, строение 7, надо снести, так как оно угрожает жильцам, которым там жить небезопасно - "во избежание чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строения и гибелью людей". Но в кузнице даже в XVIII веке никогда не жили люди. Тем более сейчас. Разве что речь идет о привидениях купцов, лошадей и самих кузнецов?

    Представитель Росимущества в суде заявил, что кузница являлась объектом культурного наследия общероссийского значения на основании перечня таких объектов, утвержденного Указом президента. Этот объект из перечня не исключался и в собственность Москвы не передавался. И вообще предыдущими судами признан недействительным заключенный с обществом "Дизар" договор аренды в части земельного участка, на котором находился памятник истории и культуры.

    Суд заявил, что "распоряжение издано Правительством РФ, которое является государственным органом Российской Федерации, наделенным правом распоряжения федеральной собственностью, и данное распоряжение связано с воссозданием объекта исторического и культурного наследия", который был разрушен.

    А вот "приведенные заявителем доводы судом оценены и не признаны в качестве оснований для признания недействительным постановления. Поскольку распоряжение Правительства Российской Федерации о кузнице не противоречит законодательству и не нарушает прав и законных интересов истца, требование о признании недействительным указанного ненормативного правового акта не подлежит удовлетворению". И суд истцу отказал.

    Поделиться