06.11.2008 02:00
    Поделиться

    Ольга Борзова: Население будет обеспечено высокотехнологичной медицинской помощью

    С 2009 года начнется реализация двух новых направлений нацпроекта - формирование здорового образа жизни и совершенствование медпомощи больным онкологи ческими заболеваниями. Об этих и других государственных программах "РГ" рассказала председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Ольга Борзова.

    Ольга Георгиевна, состояние здоровья нашего населения, к сожалению, оставляет желать лучшего. Положение дел здесь усугубляет нежелание самих россиян заниматься своим здоровьем. Что делается на законодательном уровне, чтобы изменить ситуацию?

    Сегодня в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года разрабатывается сразу два документа, имеющих отношение к здравоохранению. Это среднесрочная Государственная программа развития здравоохранения до 2012 года, которая продолжает национальный проект "Здоровье" и ряд федеральных целевых программ, а также долгосрочная Концепция развития здравоохранения до 2020 года. Ее основу должно составить улучшение состояния здоровья населения страны за счет повышения доступности и качества медицинской помощи, профилактической направленности здравоохранения и эффективности использования финансовых ресурсов.

    На сегодняшний день расходы на нацпроект "Здоровье" составляют 78 миллиардов рублей. К 2011 году они должны увеличиться в 1,3 раза. В дальнейшем нацпроект будет трансформирован в программы по реализации его направлений: развитие первичной медицинской помощи, диспансеризация работающего населения, профилактика заболеваемости, высокотехнологичная медицинская помощь, улучшение деятельности служб родовспоможения и детства.

    Отдельной строкой - совершенствование помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые являются одной из главных причин высокой смертности населения. На реализацию мероприятий этого направления в ближайшие три года будет направлено 9,6 миллиарда рублей. Ожидаемые результаты - снижение смертности от сосудистой патологии на 15 процентов, заболеваемости инсультом и инфарктом миокарда - на 20 процентов.

    Кроме того, планируется оптимизировать оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Сегодня ситуация на дорогах России просто аховая. Ежегодно в стране происходит 230 тысяч ДТП, в которых погибают более 30 тысяч человек, получают травмы около 300 тысяч. Нацпроект предусматривает несколько путей борьбы с высокой смертностью на дорогах. Среди ключевых пунктов - оснащение медучреждений, расположенных вдоль федеральных трасс, новейшим диагностическим и лечебным оборудованием и новыми реанимобилями. На эти цели в 2009-2011 годах будет выделено 7,4 миллиарда рублей. Вместе с мероприятиями, проводимыми в рамках ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", это позволит постепенно снизить смертность на дорогах практически в два раза - с 27,5 (данные за 2007 год) до 14 случаев на сто тысяч человек.

    С этого года проводятся мероприятия по совершенствованию службы крови. Программа предполагает модернизацию службы крови, создание информационной базы и развитие массового донорства. Бюджетные ассигнования на 2009-2011 годы составят почти 13 миллиардов рублей. Будут оснащены 83 ведущих учреждения службы крови. Запланировано увеличение числа доноров с 1,8 миллиона человек в 2007 году до 2,1 миллиона человек в 2012 году.

    Что касается высокотехнологичной помощи, то здесь бюджетные ассигнования должны составить 84,7 миллиарда рублей. Планируется повысить обеспеченность потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи с 25 процентов (по данным 2006 года) до 80 процентов в 2012 году. В первую очередь за счет открытия в регионах 14 новых федеральных центров высоких медицинских технологий.

    В будущем году начнется реализация еще двух важных приоритетных направлений нацпроекта: совершенствование организации онкологической помощи и формирование здорового образа жизни у населения. Онкологические заболевания занимают второе место в структуре причин смертности. К сожалению, в большинстве случаев сегодня не удается выявить рак на ранней стадии. На реализацию программы планируется выделить 21,3 миллиарда рублей. За счет этих средств предполагается оснастить медицинским и технологическим оборудованием региональные и окружные онкологические диспансеры, федеральные онкологические центры в 83 субъектах РФ. Предполагаемый экономический эффект от снижения смертности и инвалидности при злокачественных новообразованиях должен составить десятки миллиардов рублей.

    Другой задачей станет формирование здорового образа жизни у населения. Впервые в федеральном бюджете на ближайшие три года предусмотрено на эти цели 2,5 миллиарда рублей.

    Вы уже упомянули про Концепцию развития здравоохранения до 2020 года. Что именно будет заложено в документе?

    В Концепции будут отражены этапы системных преобразований, уровень государственных расходов на здравоохранение и нормативно-правовое обеспечение.

    Среди разрабатываемых законов первостепенное значение придается принятию закона "О государственных гарантиях медицинской помощи", который должен законодательно закрепить конституционное право на бесплатную медпомощь, установить принципы направления граждан для получения гарантированной специализированной меди цинской помощи, включая высокотехнологичную.

    Наряду с этим продолжится активное расширение медицинских услуг, оказываемых на платной основе. Это позволит сформировать конкурентный рынок, что даст пациенту право выбора поликлиники, лечащего врача или страховой компании.

    105 миллиардов рублей будет израсходовано к 2011 году на реализацию нацпроекта "Здоровье"

    Повышение качества медицинской помощи невозможно без улучшения лекарственного обеспечения населения...

    Одной из первоочередных задач в этом направлении должна стать разработка министерством здравоохранения и социального развития "Концепции государственного лекарственного обеспечения в РФ". Необходимо довести уровень обеспеченности населения лекарствами до среднеевропейского как по количественным, так и по качественным показателям. Решение этой задачи невозможно без развития отечественной фармацевтической промышленности. Пока доля продукции российского производства составляет всего лишь около 20 процентов. При этом наши фармацевтические предприятия в основном выпускают зачастую устаревшие лекарственные препараты.

    Уже со следующего года планируется, пока, правда, точечная, поддержка тех производств, которые действительно способны занять лидирующие позиции на российском фармацевтическом рынке. Это позволит уже к 2020 году увеличить долю продаж лекарств отечественного производства в общем объеме внутреннего фармрынка до 50 процентов.

    Какие еще изменения в законодательстве в области здравоохранения планируются?

    В ближайшее время будут внесены изменения в Федеральный закон "О лекарственных средствах". В целях ужесточения мер ответственности за производство и продажу фальсифицированных и некачественных лекарственных средств будут внесены изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Претерпит изменения и Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части разрешения проведения закупок лекарственных средств только путем проведения конкурсов, что позволит защитить государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных поставщиков.

    Что еще, по вашему мнению, нуждается корректировке?

    Думаю, необходимо принять закон "О здравоохранении в Российской Федерации", который определил бы единое правовое регулирование системы здравоохранения и устранил некоторую разобщенность, которая сложилась сегодня. Например, в целях модернизации системы медицинского страхования необходимо принять закон "Об обязательном медицинском страховании", который должен обеспечить равенство прав застрахованных граждан, единство ОМС и его финансовую устойчивость. Важным представляется формирование четких правил деятельности частных медицинских организаций в системе ОМС, переход на "полный тариф" в оплате медицинских услуг.

    Также необходимо предусмотреть разработку федеральных законов о страховании профессиональной ответственности медицинских работников, о правах пациентов, о регулировании частной медицинской деятельности. Государственно-частное партнерство создаст благоприятные условия для притока инвестиций в строительство, реконструкцию, оснащение существующих и новых медучреждений. Можно было бы активнее использовать возможности частных компаний в области целевой подготовки кадров, в проведении стажировок медицинских работников в ведущих мировых клиниках. В ходе осенней сессии мы проведем в Государственной Думе "круглый стол", посвященный этой теме.

    Беседовала Нина Егоршева

    Поделиться