06.11.2008 03:00
    Поделиться

    Министр экологии и природопользования Московской области: Подмосковные реки очищать себя уже не в состоянии

    Чистота воздуха и воды одинаково волнует что москвичей, что жителей Подмосковья. Равно как и то, будут вырубать леса или нет.

    Ясно, что без усилий властей двух субъектов Федерации проблем экологии не решить. Есть ли совместный план действий? Какие проблемы не требуют отлагательств? Об этом корреспонденту "РГ" рассказала Алла Качан, министр экологии и природопользования Московской области.

    Российская газета : Алла Сергеевна, Москва и область уже договорились сообща решать транспортные проблемы. На экологические тоже решили навалиться "всем миром"?

    Алла Качан : Да, у нас подписан специальный протокол о сотрудничестве двух правительств. В нем выделены три направления работы: по утилизации отходов, защите воздуха от загрязнения, а также рациональному использованию, защите и охране водных объектов и лесов. Сейчас готовятся дополнительные соглашения по этим вопросам. Нет другого региона, несущего на себе столь огромную антропогенную нагрузку, как Московская область. Ведь в последние восемь лет в регионе начался мощный экономический подъем. Очень важно сохранить баланс между развитием и качеством окружающей среды, иначе все достижения будут неоправданны.

    РГ : Это правда, что территория лесов - "зеленых легких" и области, и столицы - сокращается?

    Качан : Судите сами. По данным государственного учета лесного фонда на январь 2007 года площадь лесов Московской области превышала 2 миллиона гектаров - это более 41 процента от общей территории региона. А, например, в 1914 году они занимали лишь 26 процентов. Другая проблема: в наших лесах очень много старых деревьев. Их число постоянно увеличивается, что может привести не только к усилению так называемого древесного отпада, но и к резкому снижению выработки лесами кислорода. Структура лесов требует серьезной реконструкции. Надо создавать смешанные леса с разновозрастными насаждениями - такие наиболее экологически устойчивы. Если не сделать этого, в ближайшие десятилетия леса области значительно утратят свои природоохранные свойства.

    РГ : Коттеджи наступают все активнее, подминая под себя деревья... Если жители считают, что вырубка леса идет в обход закона, куда посоветуете им обращаться?

    Качан : Контроль и надзор за лесами Подмосковья осуществляет Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Москве и Московской области. За соблюдением правил содержания зеленых насаждений в городских и сельских поселениях, городских округах области следит Главное управление государственного административно-технического надзора региона. Есть информация о противозаконной рубке - обращайтесь в эти организации.

    РГ : Особая тревога жителей - состояние Москвы-реки...

    Качан : Вода в верхнем течении Москвы-реки, то есть выше столицы, уже на протяжении нескольких лет имеет третий класс качества из 7 существующих. Неплохо! Однако после выхода реки из столицы класс понижается до шестого, который присваивается очень грязным водам. Это происходит из-за того, что многие предприятия, хозяйственно-бытовые организации Москвы сбрасывают в реку недостаточно очищенные воды. Летом власти Подмосковья и столицы подписали договор, и теперь проблему будем решать сообща. А в будущем году проведем аналитический контроль всей водозаборной территории Москвы-реки.

    РГ : Яуза, Сетунь, Пахра и другие реки тоже вызывают опасения? В каких местах лучше с удочкой не садиться?

    Качан : Увы, практически все реки Московского региона страдают от антропогенного и техногенного воздействия. Сами очищать себя они не в состоянии. Например, самый загрязненный участок Пахры - от села Красная Пахра на Калужском шоссе до Подольска. В этом месте берега реки густо заселены, застроены дачными поселками и обрамлены асфальтированными дорогами. Яуза, левый приток Москвы-реки, берет начало на территории парка "Лосиный остров". Здесь вода соответствует гигиеническим нормам. Но в устье реки в центре Москвы у Яузских ворот показатели чистоты весьма низкие. В верховье летом река пересыхает. Превышение среднеобластного показателя уровня загрязнения водоемов отмечено в Дмитровском, Истринском, Лотошинском, Шаховском, Клинском районах и в Дубне. В реках области насчитывается 51 вид рыб. Немало! Наиболее многочисленно семейство карповых - 23 вида. Но, к сожалению, качество воды таково, что порой рыбы чувствуют себя не комфортно, значит, хуже размножаются.

    РГ : А радиация не влияет? Ведь область занимает второе место в стране по количеству радиационных и ядерноопасных объектов. Может быть, и жителям некоторых сел лучше подумать о смене адреса?

    Качан : Угрозы нет ни людям, ни природе! Радиационную обстановку контролируют несколько организаций помимо нашего министерства - Роспотребнадзор, подмосковный МЧС, Росгидромет, ГУП МосНПО "Радон". Разработана специальная программа "Радиационная безопасность Московской области на 2006-2010 годы". Обследование территорий происходит регулярно. Особенно жестко проверяются детские учреждения, жилые дома, водозаборы, места захоронений радиационных отходов.

    РГ : Кстати, об отходах. Ежегодно областные свалки пополняются примерно на 8,5 миллиона тонн, причем почти 5 миллионов "подбрасывает" Москва. Сможет ли их и в дальнейшем принимать Подмосковье? Сколько полигонов открыто сейчас и как долго они смогут действовать?

    Качан : Всего в области 61 полигон ТБО, 13 из них уже закрыты. На шести принимают отходы Москвы. Найти участки для новых полигонов сложно. Высока плотность населения, к тому же у каждого клочка земли есть хозяин. Тем не менее разработан проект долгосрочной целевой областной программы "Экология Подмосковья на 2009-2011 годы". Планируется, что появится пять межмуниципальных полигонов ТБО и два полигона для промышленных отходов, в том числе для осадков сточных вод. На их оборудование потрачено более 300 миллионов рублей. Например, Воскресенский район уже выделил под полигон 50 гектаров, Талдомский и Серпуховский - по 20 гектаров... И область, и столица заинтересованы сотрудничать в наведении чистоты. Будем разрабатывать единую региональную стратегию по управлению отходами производства и потребления, пропишем механизмы ее реализации. Уже создана рабочая группа, в которую вошли представители правительств области и столицы. Ее главная задача - создание объектов совместного пользования на взаимовыгодных условиях.

    РГ : По оценкам специалистов, за счет сортировки количество захораниваемых отходов можно сократить на 30-40 процентов. "Винегрет" из полимеров, стекла, металлов не только занимает много места, но и небезопасен.

    Качан : Да. Возврат отходов во вторичный оборот - важная задача. В области уже работают 16 мусоросортировочных комплексов и прессовых пунктов общей производительностью более 1,5 миллиона тонн в год. Планируется, что к 2010 году на средства инвесторов (а это более 5 миллиардов рублей) будет построено еще 15 мусоросортировочных заводов и комплексов, а также не менее шести мусороперерабатывающих заводов. Это позволит получать ежегодно около 860 тысяч тонн вторичных ресурсов, что составит примерно 20 процентов годового объема ТБО. Значит, более 10 процентов отходов, которые сейчас захораниваются на полигонах, снова станут служить человеку. Это позволит продлить срок эксплуатации полигонов в среднем на 5-7 лет.

    РГ : А сами жители готовы фасовать мусор, как это делается во многих странах? В один контейнер выбрасывать бумагу, в другой - бутылки?

    Качан : Чтобы это стало правилом, надо создавать соответствующие условия. Организацией раздельного сбора отходов должны заниматься муниципалитеты. Такая работа уже ведется в Мытищах, Дубне. Например, в Дубне российско-финская компания собирает отдельно твердые бытовые отходы и крупногабаритный мусор. В этом году в Дубне начали строить мусоросортировочный комплекс. Запустят его в будущем году. К этому времени в городе планируется организовать четкую систему селективного сбора отходов от предприятий и населения. Здесь создается технопарк с практически полной переработкой стекла, пластика, картона, цветных металлов - основных видов отходов. Если получим желаемый эффект, такие технопарки появятся и в других районах, постепенно замещая собой полигоны.

    РГ : Москва собирается построить шесть мусоросжигательных заводов. А у Подмосковья такие планы есть?

    Качан : Мусоросжигание - самый экологически опасный и дорогой способ утилизации ТБО. Например, стоимость сжигания одной их тонны на Московском МСЗ N 4 - около 1800 рублей. При этом в атмосферу попадают вредные вещества. Однако для некоторых видов опасных отходов - медицинских, биологических - высокозатратные термические технологии могут быть применены уже сегодня. В Москве закрылся ветеринарно-санитарный завод "Эколог". Но потребность в услугах, которые там предоставлялись, очень велика. Сейчас решается вопрос по строительству в Подмосковье завода по высокотермическому уничтожению медицинских и биологических отходов.

    РГ : Едешь по области и часто видишь, что в знакомом месте вдруг выросла приличная гора мусора...

    Качан : Несанкционированные свалки - серьезная проблема. В 2007 году начала работать межведомственная комиссия по их ликвидации на территории области. В результате из 16 многолетних гор мусора ликвидировано 11. Меньше стало и стихийных навалов. По сравнению с 2004 годом их стало почти вдвое меньше - около 430.

    РГ : Удается ли найти создателей мусорных гор?

    Качан : Часто нарушителей находят по составу мусора. Штрафуют. За создание несанкционированных свалок, навалов мусора, в том числе в реках, озерах, прудах и других водных объектах на территории водоохранных зон, нарушителям приходится платить от тысячи до 5 тысяч рублей, должностным лицам - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, юридическим лицам - от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Но и эти суммы не всех пугают. Задача, которую ставит перед нами губернатор Борис Громов, - воспитать экологически грамотного, культурного человека. Тогда и проблемы будут легче решаться.

    Поделиться